Христианская жизнь очень похожа на марафонский бег. На старте мы свежи, полны сил и энтузиазма. Но чем ближе к финишу, тем тяжелее двигаться с прежней скоростью. Со временем мы замедляемся, отстаем, останавливаемся. Порой наступает момент, когда мы уже не думаем о призовых местах, лишь бы добежать до конца…

Как открыть в себе  «второе дыхание»? Как не только двигаться со стартовой скоростью, но и ускоряться по ходу движения? Как совершить духовный рывок? Давайте разбираться.

Если вы находитесь в церкви уже не первый год, то уверен, что аналогия с марафонским бегом вам близка и понятна. Давайте посмотрим, что из себя представляет стандартная хронология духовного развития христианина.

spiritual-dashОбычно человек, знакомясь с Евангелием, приходит в церковь. Через какое-то время кается, принимает крещение и становится членом церкви. В период до и после крещения происходит интенсивный духовный рост: человек много читает, много спрашивает, ведет активную молитвенную жизнь, пробует себя в разных служениях, много свидетельствует окружающим о том, что произошло в его духовной жизни. Однако, вскоре  после стадии роста, жизнь в церкви для многих из нас принимает очень размеренный и однообразный уклад.

В этот период отношения со Христом постепенно начинают походить больше на привычку, нежели на отношения. Это можно сравнить с «бытовухой», которая разрушает теплые романтические отношения в семье между супругами. В наши отношения со Христом приходит такая же «бытовуха».

Тайная комната становится «кабинетом по чрезвычайным ситуациям» — мы появляемся там только когда нам срочно нужно благословение или ответ от Бога. Чтение Библии становится довольно обыденным и нерегулярным. Отношения с верующими вместо отдушины становятся рутиной. Служение вместо привилегии становиться обязанностью, которую просто нужно выполнять. В итоге, и сам духовный рост резко замедляется или прекращается вовсе. Порой доходит до того, что мы начинаем жить принципам русских поговорок: «Как тревога, так до Бога», «Пока гром не грянет, мужик не перекреститься».

Когда размышляешь об этом этапе духовного пути, то на ум все чаще и чаще приходят слова «застой», «рутина», «болото», «стагнация». И для того, чтобы ответить на вопрос — как совершить духовный рывок, нужно прежде понять, как преодолеть духовный застой.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДУХОВНЫЙ ЗАСТОЙ?

Причины духовного застоя

Чтобы понять, что необходимо сделать, чтоб преодолеть духовный застой необходимо понять какие причины к нему привели. Если задаться вопросом: «Почему мы замедляемся в нашем духовном росте?», то нам на ум, наверняка, придут несколько распространенных причин: суета, обязанности, работа, учеба, семья, служение, лень, плоть и т.п. Мы можем перечислять большое количество и вариативность причин.

Однако, если посмотреть глубже, то мы поймем, что главная причина на самом деле в другом. Мы останавливаемся в духовном развитии, потому что теряем удовольствие от этого процесса.

Мы всегда делаем то, что любим, и то, от чего мы получаем настоящее удовлетворение. И наоборот, мы всегда будем находить причины не делать то, что нам не приносит удовлетворения, если у нас есть такая возможность. Поэтому главный вопрос звучит таким образом: «Почему же мы перестали получать удовольствие от духовного роста?»

Важно понять, что Библия не признает духовный рост, мотивированный идеей личностного развития и самосовершенствования. Писание не призывает меня развиваться духовно и нравственно для того, чтобы стать более совершенной версией самого себя. Духовный рост в Библии неразрывно связан с отношениями со Христом и подражанием Ему. А это значит, что цель духовного роста не стать более правильным — «Я (версия 2.0)», а стать более похожим на Христа.

Поэтому, возрастая духовно, мы достигаем не каких-то абстрактных целей и новых уровней духовности, а более близких и продуктивных отношений со Христом, в которых я все больше и больше становлюсь на Него похожим.

Именно идея более близких отношений со Христом как суть духовного роста и помогает мне понять, что я потерял удовольствие не от духовного роста, а от самих отношений…

Представьте себе влюбчивую девушку, которой приглянулся парень, посещающий спортзал. И ради того, чтобы быть к нему по ближе, она тоже решила ходить в спортзал. Но через время ей приглянулся другой парень, который учится играть на гитаре. И эта девушка оставляет спортивный зал ради того, чтобы записаться на уроки по гитаре.

Проблема не в том, что девушка охладела к спорту, а в том, что прежний мотив посещать спортзал ее больше не вдохновлял. В этой аналогии влюбчивая девушка — это наше сердце, а посещение спортзала — это духовный рост, который позволяет нам становиться ближе ко Христу. Проблема не в том, что духовный рост перестал нас интересовать, а в том, что мы потеряли интерес к самому Христу. Мы увлеклись каким-то другим источником удовлетворения.

Духовный застой – это свидетельство того, что в нашем сердце произошла подмена источника удовлетворения. Христос более не является моим главным источником удовлетворения, а возможность становится ближе к Нему  больше не вдохновляет меня духовно возрастать. Нет никакой другой причины для духовного застоя, кроме как мое отдаление от Личности Христа. Нет никакого другого выхода из духовного застоя, кроме как возвращение к близким отношениям с Ним.

Quote by Джон Пайпер Суть любого греха, искушения и охлаждения состоит в обмане, что что-то может быть лучше и желанней, чем Христос.

— Джон Пайпер

Как замена Христа происходит в практике нашей жизни?

Мы подменяем удовлетворение во Христе на удовольствия этого мира. Существует 2 основные сферы в которых христианин может искать удовлетворения вне Христа:

  1. Материальное удовлетворение: деньги, власть, уважение, принятие, комфорт, удовольствия, развлечения и т.п., в том числе и удовлетворение греховных желаний.
  2. Религиозное удовлетворение — удовлетворение от моих духовных достижений: «я хороший человек», «я духовный», «я посещаю все служения», «я много молюсь», «я лучше, чем окружающие» и т.п.

Итак, причина остановки духовного роста в том, что я перестал получать от этого процесса удовлетворение. Причина того, что я перестал получать удовлетворение от духовного роста в том, что я начал находить это удовлетворение вне Христа.

Как выйти из духовного застоя?

Как снова ощущать радость и полноту от общения с Богом и духовного роста? Как избавиться от «духовной одышки», открыть второе дыхание и снова бежать за Христом? Необходимо выполнить следующие 4 практических шага:

1. Определить конкурентов Христа за престол моего сердца

Все, в чем я ищу удовлетворения больше, чем во Христе — является Его конкурентом за то, кому будет принадлежать поклонение моего сердца. У каждого это будет что-то свое. Но мы должны четко знать, какая сфера может нас увлекать в идолопоклонство.

2. Определить степень их влияния и меру противодействия

Бывает, что источники удовлетворения вне Христа лишь иногда увлекают мое сердце, а бывает, что я впадаю в определенную зависимость от них. В первом случае, мне нужно лишь на время ограничить себя, если речь идет не о грехе. Во втором случае, возможно, мне следует отказаться от этого источника на длительное время или навсегда.

3. Раскаяться в идолопоклонстве

Мы должны честно назвать вещи своими именами. Если что-то удовлетворяет меня больше, чем Христос — это идолопоклонство. Как и любое  другое идолопоклонство — оно строится на обмане. Идол желает убедить нас, что может дать нам больше, чем Христос. Но если мы верим в того Бога, которого описывает Писание, то мы понимаем, что это невозможно. Нам следует искренне раскаяться в том, что мы заменили Христа на идола в нашем сердце.

4. Заменить плотские источники удовлетворения на духовные

Часто нас увлекает этот мир по причине того, что мы не видим ясной перспективы роста в нашей духовной жизни. Мы не знаем куда направить наши усилия. Мы хватаемся за все сразу и чаще всего не преуспеваем ни в одной из сфер. Но когда в нашей голове есть ясные шаги и последовательный план развития, то, начав действовать, мы ощущаем радость духовного роста, радость развивающихся отношений со Христом. Бог призывает понять Его конкретную практическую волю в отношении жизни каждого из нас и начать развиваться в ее исполнении. Исполнение Божьей воли и станет тем источником радости, который заменит плотские удовольствия.

Итак, для того, чтобы создать необходимые условия для выхода из духовного застоя, нам нужно удалить все, что претендует на место Христа в нашем сердце, перепосвятить свое сердце Христу и пребывать с Ним в этих отношениях. А также молитвенно увидеть Божий план по развитию моих отношений с Ним. Ниже я предлагаю поразмышлять о практических рекомендациях, которые каждый из нас может начать использовать сразу же после прочтения. Эти простые шаги способны привести каждого человека к мощному духовному рывку!

КАК СОВЕРШИТЬ ДУХОВНЫЙ РЫВОК?

1. ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Качественный рывок в духовной жизни невозможен без качественного улучшения отношений со Христом. Полноценные отношения со Христом — это основа и фундамент всей духовной жизни. Как улучшить свою молитвенную жизнь?

Еженедельные молитвенные остановки

Неотъемлемым фактором для полноценных взаимоотношений со Христом является уединение. Если говорить о конкретном практичном инструменте, то я считаю, что нам необходимо выделять раз в неделю хотя бы 1-2 часа для уединенного общения с Богом, помимо нашей ежедневной молитвы. На это время отключите телефон, найдите уединенное место, пойдите в парк или на набережную. Сделайте все, чтобы вас никто не отвлекал.

Наш ритм жизни редко позволяет нам иметь полноценное молитвенное время каждый день. Наша молитва в будни скорее напоминает общение с коллегами по работе или соседями. Даже когда мы становимся на колени в своей тайной комнате, если это общение в пределах получаса, то тот информационный шум, хаотическое метание наших мыслей и заботы за пределами нашей тайной комнаты редко дают нам полноценное переживание встречи с Богом.

Нам нужны остановки. Остановки, в которых мы не только что-то говорим Богу, но и слышим Его голос. Остановки для того, чтобы получать Божьи ответы на наши вопросы, чтобы глубже осознавать свою греховность и испорченность, чтобы искренне каяться, чтобы по-настоящему созерцать Божью красоту духовными глазами.

Если у нас хотя бы раз в неделю нет искреннего сокрушения и покаяния, то наше сердце постепенно начинает нас обманывать. Если мы пренебрегаем духовной «калибровкой» нашего сердца на небесные стандарты и ценности, то оно начинает черстветь. Мы все меньше и меньше ощущаем удовольствия в общении со Христом, в Слове Божьем, в церкви Божьей и потому что все активней и активней ищем это удовольствие где-то в другом месте, в радостях и развлечениях этого мира.

Quote by Фрэнсис Чэн Отсутствие близости с Богом вызывает в нас пустоту, которую мы пытаемся заменить самыми никчемными заменителями.

— Фрэнсис Чэн

Мы теряем вкус к Богу и ко всему Божьему. Мы говорим сами себе: «Что-то Библию скучно читать, проповедь не особо меня впечатлила, неохота час тратить на молитву, быстро помолюсь и включу телевизор или фильм в интернете. Да и домашняя группа меня не вдохновила».

Проблема не в том, что Бог больше не является источником жизни и не желает с нами говорить через все эти средства, проблема в том, что мы не готовы Его слышать.

Если мы не растем в отношениях со Христом, то ни о каком духовном росте не может быть и речи. Если вы сделаете для себя правилом жизни – добавить к ежедневной молитве и чтению Библии 1-2 часа в неделю на уединенное общение, то очень скоро вы почувствует, что духовное болото, в котором вы сидели долгое время осталось позади. Вы снова начнете духовно расти.

Познание характера Бога

Второй инструмент, касающийся личных отношений с Богом – это созерцание Бога в тех обстоятельствах, через которые я прохожу. Заведите себе блокнот и раз в неделю записывайте то, что вы узнали о Боге на этой неделе: Его качества, Его природу, Его поступки, понимание Его воли в отношении вашей жизни и т.п.

Мы можем познавать Бога через Писание, в молитве, через обстоятельства, через друг друга. Но часто  мы забываем то, что Бог нам открывает или вовсе не фокусируем на это внимание. Если мы говорим о том, что наш христианский путь по сути – это отношения, то насколько важно трепетно относиться к тем истинам, которые Бог нам открывает о Себе. Дневник познания Бога способен сфокусировать наши мысли на Нем и удивительным образом обогатить нашу духовную жизнь.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ДУХОВНОГО РОСТА

Представьте себе строителя, который пытается построить дом, хватаясь за все сразу или действуя по настроению. В начале недели он понял, что для постройки дома нужен фундамент и вызвал экскаватор, в середине недели ему захотелось заниматься стенами, поэтому он выгнал экскаваторщика и заказал грузовик кирпичей, а под конец недели он захотел делать крышу и потому навалил черепицу сверху груды кирпичей. Конечно же, мы понимаем, что такой строитель далеко не продвинется в своих намерениях.

Или представьте себе спортсмена, который готовясь к олимпийским играм по определенному виду спорта, пришел с спортзал и начал заниматься на тех тренажерах, которые ему понравились. А на следующий день он захотел заниматься на других, а после завтра на третьих. И так он бродит в хаотичном порядке от одного тренажера к другому.

Любой человек, имеющий хоть какое-то отношение к спорту скажет, что можно всю жизнь ходить в спортзал, но если у тебя нет конкретной цели и нет конкретного плана по ее достижению, то ты никогда по-настоящему не преуспеешь. Да, ты можешь скинуть пару килограмм, но никогда не добьешься олимпийских результатов.

К сожалению, эти иллюстрации очень часто отражают наше духовное развитие. Мы развиваемся хаотично и стихийно, зачастую реагируя лишь на Божьи дисциплинарные меры. Только когда Божье долготерпение уже исчерпано, и Он через наказание конкретно показывает нам Свою волю, только тогда мы заботимся о том, чтобы ее узнать и исполнить. Но насколько больше благословений в том, чтобы молитвенно и осмысленно планировать духовные цели и способы их достижений не дожидаясь Божьих наказаний, но делая это добровольно и своевременно.

Для того, чтобы совершить духовный рывок необходимо использовать такой инструмент, как планирование своего духовного роста. Это планирование может касаться разных сфер и о нескольких мы сегодня поговорим.

Планирование подразумевает, как минимум, следующие аспекты: Цель, способы достижения, сроки выполнения. Сделайте себе таблицу с этими графами, продумайте, какие средства вам могут помочь в достижении этой цели и когда эта цель должна быть достигнута, добавьте туда человека, которому вы будете подотчетны.

Когда мы говорим о планировании духовного роста, нам необходимо начинать с вопросов характера. Удобнее всего ставить какие-то задачи на конкретные и округленные сроки. К примеру хорошая цель на год по работе с характером: отказаться от какой-то черты характера и/или научиться чему-то, к чему призывает Писание.

Молитвенно задайтесь вопросами: «Боже, над чем ты сейчас работаешь в моем сердце? От какой черты моего характера Ты хочешь меня избавить в этом году? Какую черту характера Ты хочешь, чтобы я приобрел в этом году?»

Запланируйте, запишите, внесите в свой молитвенный список конкретные духовные цели на этот год. Продумайте, какие средства вам могут помочь в достижении этой цели и когда эта цель должна быть достигнута. 

На пример, вы поставили цель – побороть раздражительность в характере. Вот какие средства вам могут в этом помочь:

  • Изучение Писания по этому вопросу
  • Книги христианских авторов
  • Проповеди по этой теме
  • Беседа со служителем
  • Подотчетность в этом вопросе
  • Курс душепопечения
  • Пост по этой проблеме
  • Ходатайственная молитва зрелых верующих и т.д.

Увидеть пример конкретного плана по духовному развитию вы можете, скачав следующий файл: Таблица духовного развития

Также этот план может включать вопросы не только характера, но и других сфер. 

Дополнительные цели на год:

  1. Определиться с призванием
  2. Взять ответственность или стать помощником в служении
  3. Взять подотчетность в своей слабости
  4. Найти партнера для духовного общения
  5. Пройти курс наставничества или душепопечения
  6. Прочитать 3-4 духовных книги за год
  7. Поститься раз в месяц
  8. Съездить на краткосрочную миссию

3. ЧТЕНИЕ ПИСАНИЯ

Если вы уже больше 2 лет в церкви, но так и не прочитали Библию полностью, то в ближайшее время вам обязательно нужно это сделать. Если вы уже прочитали Библию целиком и может быть не один раз, то что по-настоящему даст новый виток для вашего духовного развития? Что может вывести мое чтение Писания на новый уровень? Изучение Писания.

То время, которое вы тратите на чтение можно тратить на изучение. В чем же разница между чтением и изучением?

Разница в том, что вы прочитав один стих не читаете дальше, до тех пор, пока не изучите его и не будете уверены, что вы точно понимаете его смысл. 

ПРИМЕРЫ ИСКАЖЕННОГО ТОЛКОВАНИЯ
Давайте посмотрим пару примеров, как даже поверхностное изучение текстов Писания может углубить ваше понимание:
Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. (1Кор.2:9)
Слыша этот текст, мы мысленно уносимся в Небесный Иерусалим и фантазируем о том, что там будет. Однако, если будем изучать этот отрывок в контексте той главы, где он написан, мы поймем, что Павел восхищается не раем, а Божьей мудростью, которую Бог даровал верующим во имя Его. А если мы посмотрим еще более широкий контекст, то увидим, что здесь говориться о рождении свыше. Павел говорит: «Это невиданно и неслыханно, этого никто не мог даже вообразить, что Святой Бог, который находится на небесах, посредством Святого Духа станет жить внутри нас! Никто представить себе не мог, что Бог задумал настолько приблизиться к человеку и пожелал иметь с ним такие тесные взаимоотношения!»
Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. (Рим.12:20,21)
Читаем прямой смысл текста – если сделаешь добро в ответ на его зло, то его постигнет возмездие. Однако, когда мы открываем комментарии и справочники, мы видим, что в древнем Египте был такой обычай: когда человек желал совершить публичное покаяние, он нес на голове сосуд с горящими углями. Угли символизировали жгучую боль его стыда и вины. Писание говорит: когда мы отвечаем нашим врагам добром на зло, мы их пристыжаем и приближаем к покаянию. 

Если вы тратите на чтение Библии пол часа в день и успеваете прочесть 1-2 главы. То, когда вы изучаете текст Писания, за эти же пол часа вы может продвинетесь на 5-10 стихов, но это будет более глубоким и осмысленным процессом.

Вопросы для изучения текста Писания:

  1. В каком контексте написан отрывок? (Кто автор? Где написана книга? В каких обстоятельствах? Каков исторический, культурный фон?)
  2. В чем состоит авторский замысел этого текста? (Контекст отрывка, главы, книги)
  3. Как этот текст согласуется с общим контекстом Писания?
  4. Как этот текст применим к моей жизни? Чему он меня учит?

Существует большое количество простых и доступных инструментов для того, чтобы превратить ежедневное рутинное чтение в интересное исследование.

  • Современные переводы
  • Комментарии к Библии: Уильям Баркли, Мэтью Генри, Джон Стотт и многие другие.
  • Учебные Библии
  • Программы подстрочники: Bible Zoom, Greek NT
  • Пособия и материалы по изучению

Дневник чтения

Одним из сильнейших инструментов для духовного рывка в вопросе чтения Библии является дневник чтения. Мы всегда соглашаемся, когда слышим о том, насколько это полезно сформулировать и зафиксировать ту истину, которую Бог нам проговорил. Тем не менее, практически никто этого не делает. Для того, чтобы сделать духовный рывок нужно дорожить истиной, которую мне открывает Бог и учиться размышлять, формулировать и запоминать ее.

Возможно, вы думаете, что это занятие только для пасторов и проповедников. Но, если это помогает служителям, то тем более это поможет вам совершить духовный рывок, если вы приложите в этом немного усилий и усердия. Когда Библия говорит об отношении к истине — она использует сильные слова: «вникай», «занимайся сим постоянно».

Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. (1Тим.4:16)

Заучивание текстов Писания

Сколько текстов Писания вы выучили наизусть в прошлом году? Сколько духовных битв вы проиграли в прошлом году? Осознаете ли вы тот факт, что эти два вопроса имеют прямую взаимосвязь?

Определите 3 основных сферы, где вы чаще всего проигрываете духовную борьбу. Выучите по 2-3 стиха на каждую сферу наизусть — это будет вашим духовным оружием в момент искушения. Это поможет вам вырваться из болота постоянных духовных поражений. Подробнее о том, как победить в духовной войне прочитайте здесь.

4. БЛАГОВЕСТИЕ

Благовестие – это непосредственное повеление, относящееся к каждому христианину. Когда-то благая весть достигла нас. Это произошло через Библию, которую напечатали и затем подарили вам или личное свидетельство или приглашение в церковь. Теперь каждый из нас имеет ответственность перед Богом делиться этой благой вестью с окружающими нас людьми. Часто это сфера духовной жизни христианина остается в пренебрежении и нам начинает казаться, что это удел особенно одаренных и призванных к этому служению людей. Наши неудачи в попытке благовестия оставляют неприятный осадок и деморализуют нас на длительное время. Однако, чаще всего наши неудачи связаны не с тем, что Бог не дал нам необходимых способностей, а с тем, что мы благовествуем спонтанно, без  осмысления и предварительной подготовки. Что же можно сделать, чтобы действительно быть приготовленным в деле благовестия?

1. Возьмите пример краткой проповеди Евангелия и выучите ее наизусть, чтобы в любой момент вы могли стать отточенным и приготовленным инструментом Божьим для расширения царства Небесного. За 2 минуты вы сможете пересказать основную суть Евангельской вести. Прочитать ее можно здесь.

2. Найдите мудрые, библейские ответы на самые распространенные вопросы людей, интересующихся евангельской верой и Библией. Будьте готовы поддержать диалог с человеком, который хочет узнать немного больше. Например:

  • В чем основные отличия евангельского христианства от других христианских направлений?
  • Почему любящий Бог допускает войны и смерть невинных людей?
  • Почему следует доверять Библии, если ее написали люди?
  • Что подтверждает то, что воскресение Христа — это не вымысел апостолов?

Задача христианина заключается не в том, чтобы ответить на все вопросы, потому что человек нуждается не в ответах, но в самом Евангелии. Но иногда нам не предоставляют возможности рассказать Евангелие, потому что мы оказываемся не сведущи даже в самых простых и очевидных вопросах, волнующих людей. Стали бы вы доверять такому автомеханику свой автомобиль или врачу своё здоровье, который не в состоянии ответить на элементарные вопрос? С какой стати людям доверять нам в вопросах души и смысла жизни, если мы сами плохо ориентируемся в той сфере, о которой говорим?

3. Выберите одного неверующего человека из своего окружения и включите его в свой молитвенный список. Начните молиться о том, чтобы у вас складывались добрые отношения и это общение могло подготовить человека к знакомству с церковью. Через время пригласите его на неформальное общение с несколькими верующими людьми. Еще чуть позже на одно из богослужений.

Во все времена самой действенным способом благовестия являлись отношения с ближайшим окружением, которое знает вашу жизнь, а не только ваши слова. А истинная жизнь во Христе всегда наталкивает на вопросы. Не каждый из нас призван ехать в другие страны на миссию, не каждый из нас призван ходить и раздавать новые заветы, благовествуя на улицах. Но каждый из нас призван нести благую весть в том, месте где мы находимся.

ЦЕНА ДУХОВНОГО РЫВКА

Когда мы смотрим Олимпийские игры, то восхищаемся теми результатами, которые показывают спортсмены. Однако, мы хорошо понимаем, что эти спортсмены посвятили все свои силы, время и энергию, чтобы добиться больших результатов.

Когда Павел говорит о своем служении, то сравнивает себя с олимпийским спортсменом. Он отказался от всего, что ему мешает двигаться к цели, он посвятил все свои силы тому, чтобы исполнить свое предназначение.

 Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. (1Кор.9:24-27)

Нам обязательно придется чем-то пожертвовать, если мы хотим совершить духовный рывок. Мы должны освободить престол нашего сердца для Христа, отказаться или ограничить те удовольствия, развлечения, заботы, которые не позволяют нам иметь полноценные отношения с Богом и духовно возрастать.

Когда нужно отказаться от чего-то мне помогает вопрос: А ради чего я живу? В чем смысл моей жизни? Живу ли я ради удовольствий, комфорта, развлечений или ради Христа?

Не смотря на необходимость большого посвящения, Павел сильно ободряет каждого из нас следующей мыслью: спортсмены посвящают свою жизнь спорту ради временной награды, а мы посвящаем свою жизнь Христу ради награды вечной. В конце, когда наш забег будет окончен, нас ждет вечность рядом с нашим Господом. Тогда все наши усилия и лишения многократно окупятся вечной наградой.

Ибо я полагаю, что страдания нынешнего времени несравнимы с тою славою, которой предстоит открыться в нас. (Рим.8:18)
Ибо временная легкая скорбь производит для нас в безмерном преизбытке вечное богатство славы: мы смотрим не на видимое, а на невидимое. Ибо видимое кратковременно, а невидимое вечно. (2Кор.4:17,18)

Да благословит нас Бог выйти из духовного застоя и бежать за Ним, как бежал апостол Павел!