Вы когда-нибудь смотрели фильмы про восточные боевые искусства? Наверняка, смотрели… Думаю, что вы видели такой эпизод, когда главный герой сражается в рукопашную со злодеем, но вдруг этот злодей откуда-то выхватывает меч. И главному герою приходится уворачиваться, приседать, подрыгивать, прятаться за предметами, чтобы противник его не разрубил мечом в этом неравном поединке.

Именно такая картина возникает у меня в сознании, когда я размышляю над темой духовной войны. В этой картине в роли злодея с мечом — искушение, а в роли уворачивающегося беззащитного главного героя – мы, христиане.

Конечно же, когда мы смотрим фильм, то знаем наперед, что главный герой каким-то образом выкрутится из этой ситуации! Он что-нибудь придумает: выхватит оружие противника или найдет другое или на худой конец насыпет ему песка в глаза, потому что добро должно победить зло. Однако, в реальном бою у безоружного человека против вооруженного очень мало шансов.

Такая же ситуация происходит и в нашей духовной жизни. Когда у нас нечем противостоять нашей плоти и соблазнам греха – мы можем какое-то время уворачиваться и прятаться от атак искушения, но по причине не равных сил, рано или поздно это искушение нас одолеет.

Почему же так происходит? Неужели в искушениях и борьбе со грехом мы обречены до конца жизни убегать, прятаться, и надеяться на то, что нам удастся увернуться? Или у нас все-таки есть какая-то возможность активно противодействовать искушению? Или у нас есть духовное оружие, которым мы можем не только дать отпор искушению, но и поразить его, победив в духовной битве? 

В послании Ефесянам 6:14-17 апостол Павел перечисляет духовный арсенал христианина и говорит о том, что у нас есть не только средства защиты, но и средство нападения и противодействия врагу — это меч духовный.  И этот меч – это истина Божьего слова. В этой статье мне хотелось бы поразмышлять над вопросом — как одержать победу в духовной войне? Во многом эта тема будет связана с вопросом — как проповедовать себе истину?

Именно наша неспособность проповедовать себе истину в момент искушения делает нас беззащитным, беспомощным и прячущимся воином в нашей духовной войне. Часто мы держимся из последних сил, чтобы не согрешить, а порой и откровенно проигрываем. Что же нужно делать, чтобы смело встречать искушение и одерживать над ним победу? Нужно взять в руки меч духовный, т.е. в момент искушения проповедовать себе истину.

Наверняка, вы уже не в первый раз слышите эту фразу — «проповедовать себе истину». Часто упоминается Давид, который обращался к своей душе, чтоб она не унывала (Пс.41:6). Скорее всего, не один раз вы слышали эту фразу, когда обращались к служителям по какому-то вопросу вашей духовной борьбы.

Но, к сожалению, часто эта фраза остается для нас каким-то бесполезным магическим заклинанием, которое не имеет ничего общего с реальностью. Возможно, вы не раз говорили сами себе: «Я знаю истину, но это знание не помогает в реальной борьбе! Что же мне, повторять ее, как мантру целый день?»

Давайте попробуем разобраться откуда вообще взялось понимание, что нужно себе проповедовать себе истину. Посмотрите, что Писание говорит о духовной победе и истинных глубоких переменах в послании Ефесянам:

отложить  прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных охотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. (Еф.4:22-24)

Писание говорит, что между прежним образом жизни и новым праведным образом жизни христианина существует еще одно неотъемлемое действие — «обновиться духом ума вашего». Что это означает?

Это означает перенять библейский образ мышления,  поверить в Божьи истины в вашей практической жизни, отвергнуть прежнее мирское понимание жизни и заменить его истинным. Именно это и является проповедью истины самому себе и нашим духовным мечом.

КАК ОБНОВИТЬСЯ ДУХОМ УМА ПРАКТИЧЕСКИ?

1. Остановить хаотический поток своих мыслей

Первый шаг в обновлении ума — сказать своим мыслям «СТОП». В момент искушения нашей голове проносятся тысячи мыслей, вариантов действия, сомнений, вопросов и т.п. Как мне поступить? Что произойдет дальше, если я поступлю таким образом? Что произойдет, если я не отреагирую? Что обо мне подумают? Как это будет выглядеть со стороны? И многие другие мучительные вопросы, на которые мы пытаемся стремительно найти ответ и выбрать какую-то стратегию поведения. Однако, первое, что нам необходимо сделать, чтобы обновиться духом ума — это усилием воли остановить хаотический поток своих мыслей.

2. Увидеть библейское решение в сложившейся ситуации

Второй шаг — обратиться к Божьему Слову и в его свете увидеть ситуацию, которая происходит. Молитвенно, на основании Библии, исследуйте вашу ситуацию и постарайтесь увидеть какие заповеди, обетования, повеления, принципы, жизненные примеры в Писании касаются вашей ситуации и  определяют, как необходимо поступить. В Писании не описываются все возможные жизненные ситуации, но в нем есть принципы, применимые к любым обстоятельствам. Когда я понял, как Писание повелевает мне поступить в данной ситуации — я должен себе проповедовать эту истину. Иногда нужно даже вслух напомнить себе конкретную Божью волю.

Quote by Мартин Ллойд Джонс Большинство несчастий в вашей жизни происходят из-за того, что вы слушаете себя, вместо того, чтобы говорить себе.

— Мартин Ллойд Джонс

3. Поверить в библейскую истину и быть послушным ей

Третий шаг — поверить, что Божье решение является истинным, правильным, благословенным и проявить послушание Богу. Вера в Божье Слово всегда будет бороться с логикой и здравым смыслом и нашим опытом. В этом как раз и трудность послушания Писанию. Всегда будет казаться, что этот случай является исключением или в этих обстоятельствах библейские принципы не сработают.

Но не нужно удивляться тому, что библейский выход из этой ситуации не кажется логичным, не соответствует здравому смыслу и нашему опыту. В Писании мы часто видим, огромное количество примеров, когда Бог специально ведет своих детей не очевидным путем, чтобы человек не мог приписать заслуги себе, но обнаружил Божью силу и Ему в конечном счете воздал славу.

  • Логично ли, что Сарра родила сына в 90 лет?
  • Логично ли, что Моисей привел народ к берегу моря, когда их преследовала конница египтян?
  • Логично ли, что Гедеон должен был взять не больше 300 воинов, чтобы напасть на огромный стан язычников?
  • Логично ли, что Христос ждет еще два дня, когда узнает, что Лазарь болен?
  • Логично ли, что Христос пришел на землю, чтобы взять на Себя грехи мира, а не возглавить революционное движение в Израиле?

Господь любит удивлять! Он любит делать что-то такое, что даже не пришло бы нам на ум. Он любит выходить за границы нашего воображения и желает показать нам Себя с новой, еще неизведанной для нас стороны. Именно поэтому Бог ожидает, что мы заменим ветхий образ мышления на Его истину и дерзнем поверить в нее!

Quote by Джон Пайпер Господь хочет нас вывести из нашего закостеневшего логического мышления и научить нас жить верой, где возможно даже то, что казалось невозможным.

— Джон Пайпер

Подумайте, сколькими возможностями познать Бога лучше мы себя обокрали, оставляя наш духовный меч в ножнах и сдаваясь в наших духовных битвах? Какие удивительные откровения о Господе были приготовлены для нас, если бы мы одержали победу в нашей духовной борьбе!

Итак, именно процесс обновления духа нашего ума соединяет между собой переход от образа жизни ветхого человека к образу жизни нового человека, созданного по Богу. Обновление духа ума представляет собой проповедь Божьей истины самому себе. Именно эта проповедь и является нашим духовным оружием в борьбе с искушением.

Писание ясно говорит о том, что вы не можете одержать победу в духовной борьбе без использования вашего разума и истины. Возможно, вы не раз задавались вопросом: «Почему я проигрываю духовную битву?! Ведь я знаю, как необходимо поступать, у меня есть желание так поступать, но у меня все равно ничего не получается!» Проблема в том, что в момент духовного сражения твой духовный меч остается в ножнах.

Эта статья не способна вас натренировать в навыке проповеди истины самому себе, так чтобы вы закрыли эту страницу и у вас все сразу стало получаться. Очевидно, что прочтения небольшого текста для этого не достаточно. Победа требует длительного процесса тренировки над своими духовными привычками и образом мышления. Однако, это размышление может помочь вам снарядиться и подготовиться для этой битвы, чтобы вы были готовы к самым распространенным вызовам духовной жизни.

Итак, я хочу поговорить о самых распространенных обстоятельствах, в которых приходят искушения в нашей жизни и увидеть, какие божественные истины мы можем использовать как духовное оружие, чтобы побеждать в нашей духовной борьбе. Некоторые из этих обстоятельств будут вам близки, некоторые менее близки. Однако, будьте уверены в том, что рано или поздно вы столкнётесь с каждыми из них.

1. НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

Первая сфера, в которой мы часто сталкиваемся с искушениями – это несправедливые обстоятельства. Когда в отношении христианина происходит какая-то несправедливость — это становится для него одним из самых сложных искушений, особенно если это происходит в церкви. Зачастую мы не умеем правильно реагировать на несправедливость. Стремясь восстановить «вселенский баланс добра и зла», мы грешим еще больше, чем согрешили против нас. Мы можем считать, что если наша цель — это восстановление справедливости, то для этого подойдут абсолютно любые средства, включая греховные. В конце концов, «не мы же это начали»!

Поэтому, любая ситуация, в которой с нами обошлись несправедливо для нас является  большим искушением навести порядок любыми методами. Какую истину я должен проповедовать себе, когда в моей жизни произошла несправедливость? Что будет моим духовным оружием, когда в сердце горечь и жажда справедливости?

Библейский взгляд на несправедливость:

Давайте прочитаем пару удивительных текстов Писания, которые способны сильно изменить наше представление о справедливости:

Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. (1Пет.2:19-21)

1. Мы угождаем Богу перенесением несправедливых скорбей и страданий в ответ на то, что мы делаем добро. Это достойно Его похвалы, если мы делаем это помышляя о Нем. Мы призваны к этому, потому что таким путем перед нами прошел Господь Иисус Христос. Бог призывает нас подражать Христу не только в изменении характера, добрых делах или служении, но и в преодолении несправедливых обстоятельств богоугодным образом! Вы когда-нибудь думали об этом?

Конечно же, мы не должны потворствовать греху и бездействовать, когда распространяется зло. Если брат согрешил против меня, я должен пойти сказать ему об этом (Мф.18:15). Если меня обокрали, я должен заявить в соответствующие органы, чтобы виновник был пойман, а ущерб возмещен. Однако, как часто наша борьба за справедливость касается более мелочных вопросов: наши личные амбиции, уважение к нашей персоне, утверждение собственной правоты, лоббирование своих взглядов и правил и т.п. 

Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.  Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом (1Пет.3:14-18)

2. Несправедливость — это одно из неизбежных последствий грехопадения. Последствия выбора Адама и Евы принесли проклятие во все сферы нашей жизни. Мы не сильно удивляемся тому, что в мире есть болезни, природные катаклизмы, смерть. Не стоит удивляться и тому, что в этом мире  нет и не будет полной справедливости. Против нас будут грешить, с нами будут поступать несправедливо — об этом много раз предупреждал Христос во время Своего земного служения. 

3. Несправедливость в отношении меня не выдает мне «лицензию» на грех. Не важно, кто первым совершил грех. Каждый человек несет ответственность за свои поступки перед Богом, даже если он является пострадавшей стороной.

4. Когда мы правильно преодолеваем несправедливые страдания — мы приближаем окружающих людей к покаянию, мы помогаем проснуться их совести.

Когда мы чувствуем гнев и возмущение в ответ на несправедливость, мысль о том, что в этот момент Бог призывает нас помышлять о Нем и подражать Христу помогает противостоять искушению ответить тем же и одержать победу в этой духовной битве.

2. ОБИДА

Обида всегда является испытанием нашей веры. Чем ближе человек, который причинил нам боль, тем сложнее для нас пройти это испытание. Во многом обида похожа на наше желание добиться справедливости, потому что если бы мы не считали себя жертвой несправедливости, то и не обижались бы. В вопросах обиды Писание всегда отсылает нас к Голгофскому кресту. 

Евангельское прощение и милость имеет приоритет на справедливостью. Если бы мы должны были отвечать перед Богом за свои грехи по справедливости, то у нас не было бы никакой надежды на спасение. Но поскольку Божью справедливость удовлетворил Христос на Голгофском кресте, нам явлена милость, прощение и благодать. Поэтому каждого, кто пережил действие Божьей благодати, Бог приглашает теперь проявить эту благодать по отношению к нашим ближним.

 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. (Еф.4:31,32) 
не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. (1Пет.3:9) 
Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. (Кол.3:12,13)

3. СТРАХ

Следующая сфера духовной борьбы, в которой нас могут поджидать искушения – это ситуации, которые вызывают у нас страх. В разных сферах нашей жизни есть моменты, когда нас может охватить страх. Это может быть страх перед людьми, перед обстоятельствами или неизвестностью. Как вы думаете, является ли страх грехом?

Страх, сам по себе, не является грехом. Однако, он указывает на то, что имеет ценность для моего сердца. Когда страх не мешает человеку быть послушным Богу — он не является греховным. Но когда страх заставляет человека отступить от Бога и Его заповеди – это говорит о греховной природе страха, потому что такой страх доказывает, что Бог перестал быть главной ценностью в сердце человека.

Мы можем вспомнить Моисея, который увидел горящий куст и испугался. Но когда Бог подозвал Моисея — он послушался и подошел. И мы можем вспомнить израильский народ на границе с обетованной землей. Из-за страха народ отказался войти в землю, и Бог наказал их тем, что они скитались по пустыне до конца своих дней. Мы можем вспомнить царя Саула, который испугался народа и не уничтожил все, что Бог повелел уничтожить. Из-за этого он потерял расположение Бога, и его царствование над Израилем пошатнулось.

По своей сути греховный страх представляет собой сомнение в Божьем характере и истинности Его Слова. Какие же истины Писания будут моим оружием в моменты страха? Те, которые описывают надёжный, заботливый, милостивый Божий характер, Его отношение к Своим детям и Его обещания.

Библейский взгляд на страх:

  1. Страх питается от неуверенности в Божьем характере
Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня. (Пс.22:5)
Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. (Ис.59:1)
Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен. (Прит.29:25) 
Я, Я Сам — Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава, и забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю; и непрестанно, всякий день страшишься ярости притеснителя, как бы он готов был истребить? Но где ярость притеснителя? (Ис.51:12,13)

В книге пророка Исаии Бог задает интересный вопрос: «Кто ты, что боишься человека?» Заметьте, не «кто тот, человек, что ты его боишься», а «кто ты», что пренебрегаешь Божьей природой и Его обетованиями и дрожишь от человека! Бог обличает верующего в неверии, как бы парадоксально это не звучало.

2. Страх питается от недоверия Божьим обетованиям

Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. (Ис.41:10)
…Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя (Евр.13:5)

Quote by Фил Мозер Беспокойство невозможно преодолеть без постижения сущности Бога и твердой уверенности в Нем.

— Фил Мозер

В моменты страха нам необходима проповедь самому себе о том, Кем является Бог и что Он нам пообещал.

В книге «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Буньяна есть эпизод, когда Христианин приходит к дому Истолкователя, но перед домом он видит двух львов, прикованных цепями. Истолкователь сказал, что если Пилигрим пойдет ровно по середине, то львы не дотянутся до него и не смогут ему навредить. И Пилигрим должен был пересилить свой страх, доверяясь словам Истолкователя.

Эта иллюстрация хорошо отражает суть тех обстоятельств, в которых мы иногда оказываемся: опасность реальна — львы были абсолютно настоящими, но ограничена и это ограничение в Божьих руках. Длину цепи и ширину прохода определяет Господь.  Если мы доверяем Божьему Слову и послушны ему, то Бог проведет нас через испытание. И да, иногда Бог специально оставляет узкий проход, но лишь для того, чтобы мы научились доверять Его словам!

4. ПОХОТЬ

Следующая сфера искушения связана с тем, что вызывает у нас похоть. Похоть – это сильное желание, которое может быть направленно на самые разные объекты. Это могут быть материальные вещи: еда, одежда, машины, недвижимость, различные удовльствия. Также это могут не материальные вещи: слава, влияние, авторитет, комфорт, принятие и т.д. Какая истина может мне помочь, когда я сражаюсь со своей похотью?

Библейский взгляд на похоть:

Ввиду того, что наша похоть может бы направлена на что угодно, то потребовалась бы вся Библия, чтобы перечислить все соответствующие тексты. Библия много говорит о похоти: «не мечтайте о себе, но последуйте смиренным», «убегайте блуда», «не упивайтесь вином, но исполняйтесь духом» и т.д.

Но все же есть одна универсальная и самая главная истина, которую мы должны использовать в любых случаях. Похоть направлена на то, что приносит нам удовлетворение. Нам нужна истина о том, что единственный источник ИСТИННОГО удовлетворения – это сам Бог.

Quote by Джон Пайпер Клин плотских соблазнов нужно вышибать клином радостей Божьих. Если мы попытаемся бороться с похотью через запреты и угрозы – даже через ужасные предупреждения Иисуса, - мы проиграем. Маленький клинышек плоти мы должны выбить огромным клином святого удовлетворения.

— Джон Пайпер

Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды. (Иер.2:13)
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; (Матф.11:28)  
Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, [обещанные] Давиду. Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. (Пс.35:8-10)  
Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. (Фил.1:21)

В моменты, когда меня искушает какое-то сильное желание, я должен проповедовать себе то, что грех старается меня обмануть. Он обещает больше, чем способен дать на самом деле. Мне нужно напоминать себе, что удовольствие от греха носит мимолетный характер и приносит с собой горечь и разочарование. Удовольствие же в Боге наполняет мою душу той радостью, которую больше нигде невозможно найти. Иными словами, Бог учит нас не просто отказаться от всех наших желаний, но найти их удовлетворение в отношениях с Ним и поклонении Ему.

5. СТЕСНЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Стесненные обстоятельства – это те обстоятельства, которые причиняют нам физическую, моральную и душевную боль. Это может быть связано с финансами, болезнями, потерей близких людей или отношений с ними и многое другое.

В трудностях нас всегда поджидает большое количество искушений. Мы можем роптать на Бога, можем гневаться, можем уходить в депрессию, можем разочароваться в вере.

Библейский взгляд на стесненные обстоятельства:

  1. Главная жизненная цель христианина во всех обстоятельствах – преображение в образ Иисуса Христа. Пока эта цель существует, никакая потеря или трудность не может забрать у нас смысла жизни.
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. (Рим.8:28,29)  
дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа (1Пет.1:7)

Quote by Джерри Бриджес В жизни верующего такого понятия, как бесцельное страдание, просто не существует… Целью каждого из них является достижение образа Христа.

— Джерри Бриджес

2. Христианин рассматривает все события своей жизни в масштабах вечности. Все страдания временны, но грядущая радость в присутствии Бога будет вечной.

Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. (1Пет.5:10)
Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. (2Кор.4:16-18)

Quote by Мэтью Генри Крест мы носим временно, а венец жизни будем носить вечно.

— Мэтью Генри

Вот те обстоятельства, через которые чаще всего приходят искушения в жизни каждого из нас. Конечно, этот список не является полным, равно как и список текстов Писания по этим сферам намного больше. Сегодня Господь задает каждому из нас вопрос: «Готов ли ты к духовной битве? Вооружился ли ты истинами Священного Писания? Взял ли ты в свои руки меч Божьего Слова?»

Наш Господь Иисус Христос показал нам, как нужно побеждать в духовной войне, находясь в пустыне во время сорокадневного поста. Он не просто отмахивался от нападок сатаны, Он не затыкал уши и не убегал. Отвечая сатане Он дословно цитировал вслух соответствующие места Священного Писания. Христос не только защищался от нападок сатаны, но каждый раз повергал его Божьей истиной и потому эта в этой битве была одержана победа. Хочу ли я чтоб в моей духовная жизни была победа? Тогда мне нужно учиться побеждать так, как это делал Христос.

Возьмите Писание, и в его свете исследуйте те ситуации, в которых у вас случаются искушения. Выпишите тексты, которые могли бы стать вашим духовным мечом и выучите их наизусть! Цитируйте их себе и размышляйте над ними во время искушения! Дерзайте веровать, что Божье Слово — это истина, способная преобразить вашу практическую жизнь! Достаньте, наконец, ваш духовный меч из ножен и начните сражаться, чтобы не уворачиваться и не убегать в духовной борьбе, но одерживать сокрушительную победу!

Один человек сказал: «Евангелие — живая, вечная книга. Это мой меч, с которым я могу смело идти навстречу всем опасностям, спокойно смотреть в лицо будущему, в лицо смерти.»