Какие у вас ассоциации со словом «церковь»? Возможно, вы представляете  величественный храм с золотыми куполами на городской площади. А может простую деревенскую церквушку из деревянного сруба недалеко от леса. Наше понимание церкви самым коренным образом влияет на наше отношение к ней. Вместе с вами я хочу рассмотреть этот вопрос в свете самого авторитетного источника — Священного Писания. Мы постараемся разобрать все самые распространенные взгляды о церкви и понять, какие из них соответствуют библейской истине.

1. ЗДАНИЕ

temple

Начнем с самого распространенного мнения, что церковь – это здание. В умах многих людей слово «церковь» ассоциируется со зданием по аналогии с храмом Соломоновым, скинией в Ветхом Завете или нашими современными храмами. Во времена ветхого завета храм был особенным местом, где люди могли встретиться с Богом, помолиться, исповедаться, поклониться Ему.

Так происходит и сегодня. Однако, с приходом Иисуса Христа кое-что кардинально изменилось. Есть одна история в Евангелии от Иоанна, которая наиболее ярко раскрывает истину о том, где и как мы теперь должны поклоняться Богу:

Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (Иоан.4:19-24)
ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. (Матф.18:20)

Христос, во время своего земного служения, говорит о том, что наступает и настало уже время, когда для общения с Богом и поклонения Ему нет необходимости присутствовать в каких-то специальных местах. Иисус ликвидирует монополию священных мест на обращение к Богу.

Иными словами, Христос объявляет о том, что отныне место поклонения, храм или церковь находятся там, где собираются истинные верующие. В истории христианства, в разных странах и культурах христиане собирались самых различных местах для молитв и размышления над Писанием. Первые христиане часто собирались в Иерусалимском храме и по домам, а позже, когда начались гонения – христиане собирались в катакомбах и безлюдных местах. Позже стали появляться храмы, часовни, дома молитвы. Сегодня есть большое разнообразие мест, где люди ищут Божьего лица.

Читая Новый Завет, мы видим, что Христос никогда не связывал понятие «церковь» с местом или зданием. Не важно, как храм стоит по отношению к сторонам света, какие деятели или апостолы в нем находились, сколько куполов или крестов у него на крыше и т.д. Главное, что интересует Бога— это люди. И именно они называются «церковью».

Итак, церковь — это не здание, а собрание людей, знающих и любящих Господа. Конечно же, мы называем христианские здания или храмы церковью и это не является ошибкой. Но мы должны понимать, что главный смысл не в стенах, а наших сердцах.

2. ОБЩЕСТВО ПОРЯДОЧНЫХ ЛЮДЕЙ

Еще одно распространенное мнение, что церковь – это общество порядочных, воспитанных, высоконравственных людей. У церковных людей хорошее воспитание и закалка «старой школы». Иногда можно заметить как люди, в присутствии христиан, или, приходя в церковь, сразу стараются вести себя «правильно». Нравственный облик христиан заставляет человека на время перестать возмущаться, раздражаться, употреблять бранные слова и т.п.

И в определенном смысле церковь действительно взращивает, соблюдает и хранит нравственные ценности. Однако, мы должны понимать, что церковь не является просто обществом порядочных людей.

Библия рисует более глубокую картину, когда говорит о верующих. Каждый возрожденный христианин – это человек, которой осознал, что он нарушитель нравственных законов. Он осознал, что нарушил не только нравственные законы, но и Божьи заповеди. Он осознал, что без Бога даже то доброе, что он делает – может быть продиктовано его эгоизмом и самолюбием. Я могу делать добрые дела, жертвовать беднякам, нести какое-то служение в церкви ради целого ряда приятных причин: чтобы меня похвалили, чтобы меня уважали, чтобы я был на хорошем счету, чтобы доказать самому себе, что я хороший человек, в конце концов. Но Библия недвусмысленно описывает на что похожа наша праведность:

Вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас. (Ис.64:5,6)

Все наши лучшие заслуги и величайшие подвиги перед Богом – как запачканная одежда без Христа. Поэтому церковь – это не просто общество порядочных и нравственных людей. Церковь – это общество людей, которые осознали, что они нарушители закона. Которые осознали, что без Божьей благодати в нашем сердце, даже наши добрые дела пропитаны эгоизмом. Поэтому церковь — это не общество порядочных людей, а общество искупленных грешников.

Когда мы понимаем и позиционируем себя, как общество искупленных грешников мы наиболее близки к Божьему пониманию церкви. Потому что нравственность для верующего не сама цель, но это результат его взаимоотношений с Богом.

Понимая себя искупленным грешником, христианин не отталкивает тех, для кого высокий нравственный стандарт кажется недостижимым. Он не привлекает людей идеей личностного развития и самосовершенствования, но ведет их к подножию Голгофского креста, где для каждого есть Божья благодать.

3. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Еще одно мнение в отношении церкви – что она является эдаким энергетическим центром, куда можно прийти для того, чтобы духовно подзарядиться, когда человек чувствует истощение. Это своеобразный оазис на пути духовного паломника.

Да, в церкви, действительно, можно найти поддержку для нашей души: проповедь, песни, общение, помощь, назидание — все это средства Божьей благодати, через которые Он дает нам силы двигаться по этой жизни дальше. Но говорить о церкви лишь с точки зрения подпитки моих духовных потребностей на основании Писания мы не имеем права.

Чаще всего такое понимание присутствует у людей, которые не регулярно посещают церковь. Писание описывает церковь – не как место духовной подзарядки, но как семью. Божью семью.

Возлюбленные! мы теперь дети Божии… (1Иоан.3:2)
Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. (Рим.8:14-16)

Нам очень важно понять Божий замысел — Бог создал нас таким образом, что мы не в состоянии полноценно развиваться в отдельности друг от друга. Христианин оторванный от церкви неизменно будет страдать духовным авитаминозом и слабым духовным иммунитетом.

Quote by Джон Пайпер Христианин не может быть одиноким странником. Мы не сможем выжить сами. Мы нуждаемся друг в друге, чтобы приближаться к Иисусу.

— Джон Пайпер

Вспомните, тот текст, где Христос говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое..» Он намеренно подчеркивает идею общности, взаимозависимости и служения друг другу, чтобы у нас не было соблазна подумать: «Ну раз теперь нужно поклоняться Богу в духе и истине, значит я сам себе храм, я сам себе церковь, мне больше никто не нужен.»

Да, с приходом Христа нам больше не нужен посредник между человеком и Богом. Мы можем общаться с Ним напрямую, потому что нашим посредником выступил сам Христос. Но это вовсе не значит, что, имея привилегию общаться с Богом лично, мы больше не нуждаемся в наших братьях и сестрах. Послушайте как Павел рассуждает о церкви на примере тела:

Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены. (1Кор.12:14-27)

Бог таким образом задумал нашу душу, что она нуждается во влиянии братьев и сестер для того, чтобы расти духовно. Нам необходимо глубоко понять, что Бог не задумывал так, чтобы мы могли полноценно духовно развиваться, будучи по одиночке. Посмотрите как Библия описывает жизнь церкви:

Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. (Евр.10:24,25)
Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. (Иак.5:16)
Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. (1Пет.4:10)
если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха (1Иоан.1:7)
И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; (Рим.15:14)

Всегда, когда Священное Писание говорит о верующих, оно говорит в контексте церкви,  плодотворного, взаимно обогащающего взаимодействия между ее членами.

Имея тесное общение в церкви, мы можем оказывать большое и положительное влияние друг на друга в виде ободрения, мудрого совета или обличения. Да, иногда мы и грешим друг против друга, показываем плотское поведение, поступаем эгоистично. Но и это Бог использует в своих вечных целях, совершая свой удивительный труд над нашей душой.

Поэтому мы должны понимать, что церковь – это энергетический центр, а Божья семья. Это единственная благотворная духовная среда, где я могу духовно формироваться и возрастать.

4. ОБЩЕСТВО ПОКЛОННИКОВ ХРИСТА

Есть еще много того, чем церковь не является, и можно добавить еще несколько пунктов того, чем следует считать на основании Библии. Церковь – это столп и утверждение истины, свет и соль этого мира, тело Христово и многие другие образы Писание использует, говоря о церкви. Но в завершение нашего размышления хочется сосредоточиться на самом главном.

Наверняка вы слышали, что у известных артистов,  актеров и музыкантов существуют сообщества почитателей их творчества. Их называют фан-клубы. Церковь чем-то на них похожа. Может это сравнение не самое каноничное, но я хочу заострить ваше внимание на его сути. Так что же является главным смыслом церкви, ради которого она существует?

Это не какие моральные устои или нравственные ценности, это не какая-то идея, это не какие-то правила жизни или общество единомышленников. Этим смыслом является Личность. Личность Иисуса Христа. Церковь – это общество поклонников Иисуса Христа.

В Библии церковь названа невестой Христа и она с нетерпением ожидает Его возвращения. Почему же церковь так посвящена Христу, почему она так любит Его и так ждет Его возвращения? Давайте прочитаем тексты, которые отвечают нам на этот вопрос:

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф.5:25)
так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Матф.20:28)

Христос предал Себя за церковь. Что это значит? Подробнее об этом можно прочитать здесь. Поэтому, самый главный вопрос, который должен задать себе человек, посещающий церковь: «Люблю ли я Христа?»

ВЫВОДЫ

Итак, мы посмотрели на самые распространенные мнения о том, что такое церковь и то, что говорит Библия по этим вопросам.

  1. Церковь — это не здание, а люди, знающие Бога.
  2. Церковь — это не общество порядочных людей, а общество искупленных грешников.
  3. Церковь — это не энергетический центр, а Божья семья.
  4. Церковь — это общество поклонников Христа.

Каждому из нас необходима церковь потому, что она — воплощение Божьего премудрого плана и Его замысла. Да благословит нас Бог правильным понимание церкви и правильным отношением к ней.