Пасха – это самый большой и значимый христианский праздник. Суть этого праздника заключена в том, что в мир пришел Спаситель, который умер за грехи людей и воскрес на третий день. Именно момент воскресения и находится в самом фокусе праздника Пасхи.

Воскресение Христа ознаменовало начало новой эры в отношениях между Богом и человеком, начало Нового Завета. Исторически жизнь Иисуса Христа прошла в самом конце Ветхого Завета и только Его воскресение ознаменовало начало Нового Завета.

Прежде всего, победа Христа на Голгофском кресте и Его воскресение означало завершение прежнего образа взаимоотношений между Богом и человеком на основании закона, который был в Ветхом Завете. Закон не мог спасти человека, потому что никто не мог полностью выполнить Божьи заповеди. Закон лишь мог показать нужду в Спасителе и путь спасения через веру. Апостол Павел хорошо объясняет цель этого периода:

Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; (Гал.3:24)

Период закона был дан для того, чтобы человек убедился в том, что он не может спастись своими собственными силами и нуждается в Спасителе. Воскресение Христа из мертвых ознаменовало начало нового завета и спасения через веру.

Оглядываясь назад, мы видим, что воскресение Христа имело колоссальный эффект. Оно привнесло такие радикальные перемены в жизнь человека, что даже сейчас, спустя две тысячи лет, многие не могут осознать всю полноту его последствий. Празднуя Пасху каждый год, мы можем продолжать цепляться за ту форму отношений с Богом, окончанию которых и посвящено воскресение Христа!

Это похоже на ситуацию, произошедшую во время футбольного матча в Англии в 1937 году. На этом фото изображен вратарь Сэм Бертрон, который из-за сильного тумана продолжал караулить ворота в течение 15 минут после того, как матч был досрочно завершен по погодным условиям.

Нечто подобное может происходить с нами в отношении праздника Пасхи, которая открывает нам путь спасения через веру. Давайте посмотрим на самые распространенные способы спастись не через веру во Христа в нашей современной действительности.

5 СПОСОБОВ СПАСТИСЬ БЕЗ ХРИСТА.

1. ПОРЯДОЧНОСТЬ

Мы можем связывать нашу надежду на спасение со своей порядочностью. Если спросить кого-то на улице почему он считает, что попадет в рай, то чаще всего можно услышать такой ответ: «Я никого не убил, не воровал и в целом прожил порядочную, честную жизнь. Я не сделал ничего такого, чтобы заслужить участь оказаться в аду.»

Однако Библия говорит о том, что не существует таких людей, которые могли бы называться порядочными в соответствии с Божьими стандартами. Каждый человек является грешником.

Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас. (1Иоан.1:8-10)

Наша проблема зачастую заключается в том, что у нас с Богом очень разные представления о порядочности. Бог очень ясно излагает свои стандарты в Библии и именно на основании этих стандартов Он будет оценивать жизнь каждого человека.

mindОдин из действенных способов разобраться в вопросе нашей порядочности – это провести один мысленный эксперимент. Представьте, что у кого-то была бы возможность записывать все ваши мысли, все что проноситься через ваше воображение и все что вы говорите сами себе в течении месяца на видеопленку и смонтировать все в один фильм. А потом этот кто-то позвал бы ваших родственников, друзей, соседей, вас самих и на большом экране показал все, что наснимал за этот месяц: все ваши сокровенные мысли и желания, все что вы подумали, но не сказали вслух, все что вы представляете в своих мечтах. 

После разоблачения нашего внутреннего мира ни у нас, не у наших близких не осталось бы сомнений по поводу «качества» нашей порядочности. И конечно же, этот пример говорит о том, что вряд ли произойдет на самом деле. Однако, мы должны понимать, что для нас это является выдумкой, но для Бога является реальностью. Он знает и видит самую глубину нашей сущности и внимательно смотрит наш «фильм».

Уже этого достаточно, чтобы закрыть вопрос о достаточности нашей порядочности для спасения. Но позвольте вам показать одну цитату.

Quote by Джерри Бриджес Нечестие можно определить, как обычную повседневную жизнь, в которой человек почти или вообще не вспоминает о Боге, Его воле, Его славе и своей зависимости от Него.

— Джерри Бриджес

Эта цитата наталкивает на важный вывод: Бога прежде всего волнует не нравственное совершенство человека, а его безразличие и бунт против Творца. Мы можем сдувать пылинки со своей праведности и как бы говорить Богу: «Посмотри, я намного лучше всех окружающих!» Но если мы игнорируем Бога и не желаем строить с Ним дружеские отношения, то какое Ему дело до нашей праведности? Он называет такое отношение бунтом, неверием и нечестием.

Поэтому, глядя в Писание, мы ясно видим, что нет ни одного человека, который мог бы спастись благодаря тому, что он достаточно хорош сам по себе.

2. ДОБРЫЕ ДЕЛА

Следующий популярный способ спастись без Христа – надежда на добрые дела. Возможно мы признаем: «Да, конечно же, я грешник и не соответствую Божьим стандартам святости и справедливости, но зато я могу с помощью дел восстановить баланс добра и зла в моей жизни.»

Часто можно услышать такое убеждение: «Нужно сделать добрых дел больше, чем злых и тогда Бог примет тебя в свое царство после смерти.»

потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. (Рим.3:20)
однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. (Гал.2:16)

Наших добрых дел никогда не будет достаточно, чтобы покрыть все наши грехи. Да и в принципе, Библия говорит, что своими делами человек не может оправдаться перед Богом. В Библии отсутствует такое понятие, что добрые дела отменяют, замещают или перевешивают грехи на некоих «весах справедливости» .

Представьте себе, к примеру, вора, которого поймали с поличным. Находясь в зале суда, вор обращается к судье и говорит: «Господин судья, да я своровал и признаю свою вину, но за свою жизнь я сделал так же много хороших поступков. И хороших было больше, чем плохих, поэтому вы должны меня отпустить!»

Конечно же, судья ему ответит: «Никто не осуждает тебя за хорошие поступки, но ты осужден за нарушение закона.» Точно также и Божий суд неотвратимо накладывает ответственность за нарушение Божьего закона.

Итак, добрые дела не в силах отменить тех грехов, которые мы совершили, поэтому каждый кто надеется спастись благодаря своим добрым делам не сможет ими оправдаться. 

3. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ

Следующий способ спастись без Христа – религиозные обряды. Мы можем думать примерно следующим образом: «Для того, чтобы найти общий язык с Богом, к Нему нужен особый подход. Нужно дать Ему то, что Он хочет и так, как Он этого хочет.» В качестве особенного подхода к Богу мы можем использовать самые разные религиозные традиции: приготовление Пасхальных куличей и яйц, соблюдение сорокадневного поста, освящение воды, крещенские купания, регулярное посещение церкви по воскресеньям, заучивание молитв и т.п.

Спасение через религиозные обряды было частью мышления израильского народа. Но Бог через пророков, а потом и сам Христос опровергали такой подход:

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? (Матф.9:13)
Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. (Ам.5:21-23)

Бог через пророка Амоса обвиняет израильский народ в том, что они соблюдают религиозные обряды формально и потому Богу противно то, что они делают.

приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; (Матф.15:8)

Бог знает состояние наших сердец во время наших религиозных действий. И если суть наших действий и состояние сердца различаются, то это вызывает Его осуждение.

Многие очень серьезно уповают на крещение. Даже не важно в детстве было это крещение или в сознательном возрасте – крещение не может спасти человека, если он уповает на само крещение.

Крещение – это символ моего завета с Богом, моего вступления в живые полноценные отношения с Ним. Также это мое обещание иметь добрую совесть и начало жизни в теле Христовом.

Это нечто подобное тому, что происходит во время бракосочетания. Мужчина и женщина обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, быть верными друг другу до конца жизни. И в знак этого обещания они одевают друг другу кольца на правую руку.

Если я, не имея отношений, просто одену кольцо и буду ходить с ним — это не будет означать, что я нахожусь в браке с кем-то. Точно также и крещение само по себе не означает автоматического завета с Богом, если мое сердце далеко от Него. И как следствие крещение не гарантирует мне спасение.

Друзья, если сегодня мы продолжаем уповать на какие-то религиозные обряды, то Бог говорит нам: «Мне не нужны обряды и религиозные действия, если ваше сердце не принадлежит Мне!» Поэтому каждый, кто уповает на крещение или любой другой религиозный обряд в деле спасения своей души будет разочарован.

4. НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Еще один удивительный способ спастись без Христа – это спасение по национальному признаку. Очень многие страны используют эту идею, чтобы подчеркнуть свою особенную роль, как нации в глазах Бога.

Наша страна в этом отношении тоже не является исключением. Каждый из нас знает эти всеобщие понятия: «Святая Русь», «с нами Бог», «Андрей-первозванный». Многие люди верят, что Бог нас спасет, просто потому что наш народ особенный, богобоязненный, духовный.

Но тоже самое о себе думают многие другие страны. Италия, думает о себе, что она особенная потому что у них Ватикан и папа Римский. Считается, что во главе Римской церкви стоял сам апостол Петр, которому Христос поручил основывать церковь. Греция думает о себе, что она особенная, потому что там был Византийский духовный центр. США думают о себе, что они особенные, потому что их страна была основана пуританами – протестантскими верующими с аскетичным и очень строгим образом жизни. Каждый американец уверен, что США сейчас самая процветающая страна благодаря Божьим благословениям. В конце всех значимых речей американский президент говорит: «Боже, благослови Америку!» И на каждой их монете написано: «Мы верим в Бога». Неплохая заявка на особую значимость нации в глазах Бога!

Но если кто и мог бы попытаться уповать на свое национальное происхождение, то это Израиль. Ортодоксальные евреи до сих пор каждое утро благодарят Бога за то, что они не родились язычниками. Но Христос во время своего земного служения не оставил камня на камне от идеи спасения по национальному признаку. Вот что говорил Иоанн Креститель иудеям:

сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. (Матф.3:8-10)

Иоанн строго предупреждает иудеев: «Вам нужно покаяние! И не вздумайте говорить себе, что ваше происхождение от Авраама автоматически дает вам спасение!» 

Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. (Иоан.8:31-34)

Иисус, подтверждая слова Иоанна, говорит: «Прислушайтесь к Моим словам и познаете, как получить спасение. Происхождение от Авраама не решает проблему греха!» Итак, из этих и многих других текстов мы можем сделать ясный вывод — Бог не дарует спасение по национальному признаку.

5. ВЕРУЮЩИЕ РОДСТВЕННИКИ

И последний способ спастись без Христа – это надежда на верующих родственников. Часто можно услышать: «У меня бабушка очень верующая женщина» или «у меня родственник сильный молитвенник или служитель в церкви» и т.п.

Друзья, как вера Авраама не засчитывалась его потомкам, так и наши родственники не могут забронировать нам место на небесах. Нам нужно самостоятельно решать вопрос нашей души с Богом. Каждый человек после смерти даст индивидуальный отчет Богу о прожитой жизни.

Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. (Рим.14:12)

Итак, мы перечислили несколько способов спастись без Христа. Конечно же этот список можно еще долго продолжать, но суть в том, что если мы уповаем на что-то, кроме самого Христа, то мы так и не поняли сути праздника Пасхи.

СПАСИТЕЛЬНАЯ МИССИЯ ХРИСТА

Как мы сказали в начале, смерть и воскресение Христа ознаменовали собой новый период отношений между Богом и человеком. И этот период главный образом характеризуется отношениями на основании веры во Христа, как в Господа и Спасителя. Писание, а также Сам Христос, во время своего земного служения, многократно говорил об «исключительности Его спасительной миссии». Только отношения со Христом, только упование на Него сможет дать спасение человеку. Давайте прочитаем несколько текстов:

 

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Иоан.14:6)
Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. (1Иоан.2:23)
Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. (1Иоан.5:11,12)
Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. (Иоан.3:17,18)
Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем. (Иоан.3:36)

Итак, читая все эти тексты, мы неизбежно придем к выводу: я не могу спастись по своим собственным заслугам или делами. Единственная надежда на спасение – это вера в то, что Иисус Христос является моим Спасителем и Господом.

Констатирующая и спасающая вера

Возникает вопрос: Неужели все так просто? Веруй во Христа, больше ни о чем не переживая и дело в шляпе?!

Когда разговариваешь с людьми о Боге, то часто можно услышать примерно следующие ответы: «Я верю в душе», «у меня свой Бог», «я не фанатею, просто верю в Бога», «у меня Бог в душе» и т.д. Так достаточно ли просто веры, чтобы иметь спасение?

Когда Библия говорит о вере, то она выделяет 2 ее вида: вера констатирующая и вера спасающая.

Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. (Иак.2:19)

Констатирующая вера – это вера, которая признает, что Бог существует, но, тем не менее, она никак не влияет на практическую жизнь человека.

Истинная вера выразиться в образе мышления, словах, поступках, изменении образа и курса жизни. Как должны выразиться эти изменения говорит сам Христос:

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. (Матф.7:18-21)

Спасающая вера – это вера, которая подтолкнет человека к отношениям с Богом и желанию быть послушным Его воле. Поэтому одной веры во Христа достаточно, чтобы иметь спасение от Бога. Однако, Бог ожидает от нас не просто бездумного согласия с какими-то библейскими истинами, а живой веры, которая приведет к полной реорганизации всей жизни. И только такая вера является спасающей.

Quote by Джон Оуэн Если ваша вера не освящающая, то она и не спасающая.

— Джон Оуэн

Практические шаги к спасающей вере

Самое главное выражение спасающей веры – это отклик на повеления Христа после Его воскресения: покаяться и веровать в Евангелие.

После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царств и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.(Мар.1:14,15)

Покаяние – это символ отказа от попыток спастись своей праведностью. Вера – символ отказа от попыток спастись своими усилиями и упования на Спасителя и Господа Иисуса Христа.

БИБЛЕЙСКАЯ ФОРМУЛА СПАСЕНИЯ
СПАСЕНИЕ = ПОКАЯНИЕ + ВЕРА ВО ХРИСТА КАК СПАСИТЕЛЯ И ГОСПОДА

Подробнее об этом вы можете прочитать здесь. Итак, каждый человек является грешником, у которого нет надежды спастись по своим заслугам и делам. И потому в мир пришел Спаситель Господь Иисус Христос. Когда Он висел на кресте, то Он взял на Себя твои и мои грехи и заплатил за них Своей Святой кровью. Когда Христос воскрес, то пришло спасение для каждого, кто уверует в Него. И эта вера должна выразиться прежде всего в покаянии и вере в Евангелие.

Пусть Бог благословит каждого из нас глубоким понимание смыла Пасхи. Пусть каждый, кто надеялся на себя или свои дела увидит истинное спасение в покаянии и вере в Господа и Спасителя Иисуса Христа.