Как обрести спасение души? На протяжении всей истории человечества этот вопрос был одним из самых главных вопросов бытия. Как только человек осознает, что после смерти предстоит справедливый Божий суд, то сразу возникает вопрос, как избежать этого суда или получить на нем оправдательный приговор. Если мы станем изучать историю библейских времен, а также историю церкви вплоть до настоящего времени, то сможем обнаружить очень разные рецепты и способы получения спасения.

В ветхозаветные времена люди пытались найти спасение в исполнении ритуальных обрядов и строгого выполнения всех предписаний закона. В средние века были времена, когда спасение можно было просто купить. Католические священники выдавали справку об отпущении грехов — «индульгенцию», в обмен на щедрое пожертвование. Также были времена, когда священники щедро раздавали спасение воинам, которые участвовали в крестовых походах.

Сегодня можно часто услышать мнение, что процесс спасения настолько сложный, что необходима целая совокупность факторов: причастность к определенной церкви, обряд крещения, участие в таинствах, произнесение определенной молитвы заданное число раз, паломничество к определенным святыням, участие в ритуальных шествиях, тарифицированное пожертвование, употребление освященного особым образом предмета (креста, четок, медальона), победа в череде испытаний после смерти, обладание особым тайным знанием, расположение духовных авторитетов и т.п.

И по сей день вариаций по вопросу «Как получить спасение?» существует огромное количество. Однако, если исходить из понимания, что есть только один наиболее авторитетный источник в богословских вопросах — Библия, то разобраться в этой теме оказывается не так уж и сложно.

ПОЧЕМУ НАМ НЕОБХОДИМО СПАСЕНИЕ?

Со времен Адама люди вступили в противостояние с Богом. И в каждом из нас присутствует ДНК Адама, которая желает противиться Творцу. Возможно, мы не машем кулаком в небо и даже никогда не позволяем себе неуважительно отозваться о Боге, но все же нам, как и нашему прародителю, очень свойственно желание быть независимыми. Нам хочется быть самостоятельными, распоряжаться нашей жизнью так, словно она принадлежит только нам, самим занимать место Бога в нашей жизни. Это и является корнем всех остальных грехов. Писание очень ясно и недвусмысленно говорит о том, что каждый человек является грешником:

потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим.3:23)
Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. (1Иоан.1:8)

Поскольку каждый человек является грешником, то у него нет возможности спастись своими силами. Поэтому Бог пожелал даровать спасение людям даром по Своей благодати.

КАК ПРОИСХОДИТ СПАСЕНИЕ?

Писание многократно говорит о том, что единственной Личностью, которая может даровать спасение является Иисус Христос. Более подробно об этом вы можете прочитать здесь.

Бог задумал определенный план по спасению человека. Так вот, первую часть плана спасения выполнил Христос, когда умер за нас на кресте. Бог не может не наказать грех, потому что Он является святым и справедливым. Бог ненавидит грех и всегда его наказывает. Но Бог также является любящим и как Творец любит нас, своих детей. Поэтому Он послал Своего единородного Сына Иисуса Христа принять наше наказание на Себя. На Голгофском кресте Христос занял наше место подсудимого и понес всю полноту наказания вместо нас. Более подробно об этом вы можете прочитать здесь. За 700 лет до рождения Христа пророк Исаия предсказывал, как Он совершит свой Голгофский подвиг: 

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. (Ис.53:5,6)

КАКОВЫ УСЛОВИЯ СПАСЕНИЯ?

Когда Христос взял на Себя наше наказание, то Он выполнил свою часть плана спасения. После этого Он повелел каждому человеку, которой желает иметь спасение обратиться ко Христу.

Наверняка, в фильмах, а может и в жизни вы встречались примерно с таким сюжетом: группа людей попадает в какие-то форс-мажорные обстоятельства, и они понимают, что собственными силами у них нет возможности справится и скорее всего они погибнут. И вдруг на помощь приходит какой-то отважный человек и говорит: «Я вас спасу, но вы должны четко делать то, что я вам скажу!» Обычно его план подразумевает какой-то риск и преодоление себя, но если эти люди прислушиваются к этому человеку, то они спасаются.

Примерно, то же самое происходит в Божьем плане спасения. Христос говорит: «Я знаю, что вы не можете спастись самостоятельно, Я пришел как раз для того, чтоб вас спасти. Но вы должны четко делать то, что Я вам скажу!» В Священном Писании мы видим четкую инструкцию к действию. То, насколько мы верно следуем этой инструкции и определяет участь нашей души.

После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царств и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. (Мар.1:14,15)
возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа. (Деян.20:21)

Христос и позже апостолы предлагают очень простую и понятную формулу спасения:

Спасение = Покаяние + Вера в Евангелие

И в свете Писания мы более подробно рассмотрим, что значат эти составляющие в Божьем понимании.

ПОКАЯНИЕ

Первое требование для спасения, которое мы находим в Священном Писании – это покаяние. Когда Христос говорит о покаянии, то на греческом языке он использует слово «метанойя».

«Метанойя» на русском языке часто ассоциируется с термином покаяние, однако мы поднимаем эту тему не только как покаяние в церкви перед Причастием, но покаяние как изменение ума. Покаяние как такое изменение в жизни человека, которое поворачивает его к Богу. А.В. Нестерук

«Метанойя» — это разворот на 180 градусов от своего «я» по направлению к Богу. Это покаяние не просто в поступках, а в причине этих поступков. Это покаяние не в том, что ты сделал, а в том, почему ты это сделал. Знаете, иногда мы приходим к Богу с покаянием для того, чтобы снова иметь право себе сказать: «Я хороший человек». «Господи, я, конечно, согрешил, но Ты же видишь, что я раскаиваюсь, так что я не пропащий и в целом не так уж плох!»

Но Бог ожидает, чтобы мы пришли к Нему со словами: «Господи не удивительно, что я согрешаю, потому что я сам по себе являюсь грешником. Я не удовлетворяю твоим требованиям святости и справедливости, я достоин осуждения и наказания.» Господь ожидает капитуляция моего «Я», отказа от самоправедности.

Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой, а не тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лук.18:9-14)

Когда Христос говорит: «Покайтесь!», Он имеет в виду покаяние мытаря. Для многих сегодня это большой камень преткновения на пути ко Христу. Отказаться от права считать себя хорошим человеком для некоторых кажется слишком дорогой ценой. Но другого покаяния и другого пути к Богу не существует. Сегодня Бог призывает нас принять Его оценку нашей праведности, принять тот факт, что каждый из нас не просто грешит, но и является грешником и прийти к Богу с покаянием.

ВЕРА

Второе условие для спасения, о котором говорит Писание – это вера в Евангелие. Когда Писание говорит о вере в Евангелие, оно подразумевает в веру в две истины: веру во Христа, как Спасителя и веру во Христа, как в Господа.

Апостол Иоанн заканчивая свое Евангелие подчёркивает цель своего повествования, делая акцента на роли Христа как Мессии, Спасителе и Божественной Личности.

Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. (Иоан.20:31)

Давайте рассмотрим веру в оба эти аспекта по отдельности.

СПАСИТЕЛЬ

В первую очередь, Бог призывает поверить во Христа, как Спасителя. То есть, как Того, Кто спасет человека от наказания за грех. Если покаяние – это символ отказа от спасения по самоправедности, то вера во Христа, как в Спасителя – символ отказа от спасения по своим заслугам. 

Некоторые люди легко принимают истину о том, что мы являемся грешниками и не удовлетворяем Божьим требованиям, но они отказываются верить, что эту ситуацию они не смогут исправить собственными усилиями.

Да, я грешник и относился к Богу по-бунтарски, не считаясь с Его суверенитетом. Но теперь, я буду действовать иначе – я буду морально и нравственно развиваться. Я брошу вредные привычки, перестану употреблять неприличные слова, научусь быть приветливыми и вежливым, начну участвовать в социальных нуждах окружающих меня людей, да и в церкви буду стараться приносить пользу в каком-то из служений.

Чем больше люди преуспевают на этом пути и чем длиннее список их добрых дел – тем сложнее им принять истину о том, что спасение невозможно заработать делами. Такие люди по-прежнему пытаются стать своими собственными спасителями, не понимая, что если бы наших усилий было достаточно, то Христос не пришел бы в этот мир, чтобы умереть за всех грешников. И в этом случае Писание не оставляет ни малейшего тумана, но очень ясно и открыто говорит о роли наших заслуг в деле спасения:

Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит.3:5)
спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен (2Тим.1:9)

БЛАГОДАТЬ

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. (Еф.2:8,9)

Благодать в широком смысле слова – это не заслуженный дар. Но когда мы говорим о спасительной благодати, то мы говорим, что это дар не только не заслуженный, но противоположный тому, что мы на самом деле заслужили. Быть спасенным по благодати означает быть спасенным вопреки своим делам. Вера во Христа, который спасает грешника независимо от его дел – это обязательное условие спасения.

Quote by Джон Пайпер Благодать - это дар! Мы получили ее не потому, что мы были достойны ее, а потому, что Бог богат ею.

— Джон Пайпер

Говоря о спасении независимо от дел, мы нисколько не преуменьшаем важность благочестивого поведения и добрых дел. Мы должны понимать, что Бог желает и повелевает нам жить благочестиво и творить добрые дела, однако, в деле спасения нашей души все что мы можем сделать – это раскаяться и поверить. А само спасение производит Бог. 

Итак, Христос повелевает каждому человеку уверовать в Него, как единственного, Кто может быть Спасителем для человека.

ГОСПОДЬ

Во-вторую очередь Писание призывает поверить во Христа, как в Господа. В Новом Завете Христос 10 раз назван Спасителем и около 700 раз назван Господом.

Многие могут подумать: «Ну с этим у меня нет никаких проблем. Я верю в святую Троицу, верю в божественность Христа и признаю Его Господом.» Но когда мы читаем Священное Писание, то видим, что Христос не спешил принимать такую веру всерьез, если она не подтверждалась послушанием Ему в практической жизни.

Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю? (Лук.6:46)

Вера во Христа, как в Господа означает не только признание Его божественности, но и соответствующее отношение к Его Личности: послушание, поклонение, почитание. Если ты действительно веруешь, что Христос – это Господь, то как это отразилось на твоей практической жизни?

Quote by Давид Вилкерсон Вера – это то, что нельзя приобрести только силой своего воображения, или только простым повторением: я верю, я действительно верю… Нет, вера – это обязательство, которое мы берем на себя, обязательство слушаться Бога. Именно послушание является признаком веры.

— Давид Вилкерсон

Признаки господства Христа в моей жизни:

    1. Любовь к Богу — Бог становится самой значимой Личностью в моей жизни, Он становится главным смыслом моей жизни.
    2. Изучение Писания — я желаю познавать Божий характер, природу, волю через Его Слово. Я регулярно читаю Библию.
    3. Молитвенная жизнь — мне хочется общаться с Богом, делиться с Ним переживаниями, иметь с Ним постоянную и близкую дружбу. Каждый день я обращаюсь к Богу в молитве.
    4. Послушание Божьим истинам — я отношусь ко Христу, как моему Господу. Я желаю приводить свою практическую жизнь в соответствие с Его замыслом.
    5. Библейская реакция на грех — грех меня печалит, я не могу им наслаждаться, мне все больше и больше хочется избавляться от проявлений греховной природы. Я каюсь в своих греха и прикладываю все усилия, чтобы к ним не возвращаться.

Друзья, сегодня так много людей, которые рассмотрели во Христе Спасителя, но они так и не склонились перед Ним, как перед Господом. Человек, который не принимает Божий авторитет и не подчиняет свою жизнь господству Христа не имеет части в том спасении, которое Он дает.

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. (Матф.7:21)

Насколько я готов подчинить свою волю воле Божьей и говорит о степени Его господства в моей жизни. Итак, второе на что должна быть направлена наша вера – на то, что Христос является нашим Господом. Когда Христос выполнил свою часть спасения, то нам Он оставил ясный путь, который выражается в очень простой формуле:

БИБЛЕЙСКАЯ ФОРМУЛА СПАСЕНИЯ
СПАСЕНИЕ = ПОКАЯНИЕ + ВЕРА ВО ХРИСТА КАК СПАСИТЕЛЯ И ГОСПОДА

Священное Писание очень конкретно и недвусмысленно указывает на то, как каждый человек может обрести спасение. Многим хочется что-то убавить или добавить к простоте евангельского повеления. Но Бог будет судить о жизни каждого человека на основании только Своего Слова, а не человеческих домыслов. Сегодня Господь призывает каждого, кто еще не познал всю полноту радости спасения обратиться ко Христу с покаянием и верой в Евангелие. Да благословит Вас Бог!