ЗАБЫТЫЕ МОЛИТВЫ. Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!

1

Друзья, мы продолжаем размышлять о теме «Забытые молитвы». В прошлый раз мы говорили о том, что наша молитва очень поверхностна и примитивна. Она сосредоточена только на наших личных интересах и потому становится безжизненной. 4 основных темы не способны охватить потребностей нашей души. И есть молитвы, которые нам нужно вспомнить. Они возвращают нас к библейскому пониманию молитвы. Они дают нам ясное понимание о том, что она должна из себя представлять и показывают, что мы все время упускаем.

Мне хотелось бы поговорить еще об одной молитве, которую мы забыли: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Эту молитву называют «молитвой мытаря». Давайте вспомним эту историю и прочитаем ее в Священном Писании:

9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: 10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. 13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! 14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лук.18:9-14)

Христос рассказывает историю о молитве двух разных человек и ставит в пример молитву мытаря. И именно на этой молитве хотелось бы сегодня больше сосредоточится.

Возможно, вы думаете: «Молитва мытаря — это важная молитва! Но разве это не пример молитвы исповедания, который мы молимся регулярно?» И да, и нет. В общем смысле это действительно можно назвать молитвой исповедания, но при более глубоком рассмотрении мы сможем убедится в том, что «молитва мытаря» существенно отличается от стандартного «Господи, прости меня за …»

Для того, чтобы нам увидеть разобраться во всех нюансах молитвы покаяния, давайте рассмотрим каких видов она бывает. Условно все молитвы покаяния можно разделить на 3 вида.

1. ОБРАЩЕНИЕ

Обращение – это молитва покаяния, которую мы произносим, когда каемся перед Богом в первый раз. Это момент рождения свыше. Признаки, которыми характеризуется первая молитва покаяния:

  • грех кажется ужасным и отвратительным
  • наказание за грех признается, как справедливое
  • в сердце присутствует искренняя скорбь о грехах против Бога
  • просьба о прощении грехов
  • вера в Иисуса Христа, как в Спасителя
  • признание Иисуса Христа, как своего Господа

2. ИСПОВЕДАНИЕ

Исповедание – это когда возрожденный христианин просит у Бога прощение за свои грехи.

6 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; 7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. 8 Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. 9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. (1Иоан.1:6-9)

Писание говорит о том, что возрожденный христианин все еще согрешает после того, как становится верующим. Но когда мы исповедуем наши грехи, то кровь Христа очищает нашу совесть от вины греха и восстанавливает отношения с Богом.

Исповедание – это духовная гигиена. За время пандемии мы все научились чаще и усерднее мыть руки. Каждый раз после возвращения домой мы делаем это ради здоровья наших близких и самих себя. Исповедание должно быть регулярной духовной дисциплиной, когда я приношу Христу мои грехи и прошу у Него прощения.

МОЛИТВА МЫТАРЯ

Теперь давайте внимательно посмотрим на молитву мытаря. Его молитва – это нечто отличное от типичного исповедания:

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Во-первых, мытарь глубоко осознавал Божью святость. Во времена ветхого завета основным местом молитвы был храм, потому что там находилось «святое святых», где Бог являл свое присутствие физическим образом. Мытарь, осознавая свою вину, не смел близко приближаться к месту святого Божьего обитания. Все, что он мог – это стать вдали от храма.

Во-вторых, мытарь понимал, что Бог не ограничен зданием храма и наполняет собой все пространство. И символом Божьего обитания является небо. Мытарь осознавал, что даже на небо он не может поднять своих глаз.

В-третьих, мытарь молился, ударяя себя в грудь – жест, означающий глубокое раскаяние. Искренняя скорбь о грехе выразилась не только в месте для молитвы, взгляде мытаря, но и его физической позе.

Но самое интересное мы находим в самой молитве мытаря. Давайте разделим ее на две части и рассмотрим по внимательней. Первая часть  молитвы: «Боже! Будь милостив»

Главное отличие этой молитвы заключается в том, что мытарь просит не прощения, а милости! В чем же разница между просьбой о прощении и просьбой о милости? Вот фрагмент статьи из Википедии о том, что такое прощение:

Прощение можно заслужить раскаянием, частичной или полной компенсацией нанесённого вреда, а также обращением к общим ценностям (например, сын ждёт от отца прощения за дурное поведение на том основании, что он его сын и что отец его любит).

Когда мытарь просит прощения, он не ссылается на какие-то доводы, которые дают ему право это прощение получить. Он не говорит:

  • Господи, прости, потому что я так больше не буду
  • Господи, прости, потому что хоть я и наворовал, но в других сферах я молодец
  • Господи, прости, потому что раньше я себе такого не позволял
  • Господи, прости, потому что завтра я начну все с начала
Часто мы рассчитываем на Божье прощение, потому что нам как будто есть, что Ему предложить взамен.

Но мытарь не вспоминал свои прежние поступки, он не расписывал свои будущие подвиги ради прощения. Не пытался что-то предложить Богу взаимен на Его милость.

Есть история, которая хорошо отражает, что такое милость. Один человек совершил тяжелое преступление. Правитель той страны приговорил преступника к смертной казни. Но перед тем, как казнь была совершена к правителю пришла мать преступника. Она обратилась к правителю и попросила: «Помилуйте моего сына!» Правитель спросил: «За что я должен его помиловать?». На что мать ответила: «Милуют не за что-то, милую просто так!» Это слово понравилось правителю и он согласился с просьбой о помиловаловании.

Мытарь не искал основание для прощения его грехов в самом себе. Он понимал, что такого основания не существует. Единственной надеждой на прощение для него является Божья милость.

Вторая часть молитвы — «Ко мне грешнику». Мытарь не отделял свои поступки от своего сердца. Он не искал оправданий и объяснения своих грехов.

Мытарь не молился так:

  • Господи, да я сам по себе неплохой человек, это меня бес попутал!
  • Господи, да если бы Римляне не обложили нас такими налогами, разве я стал бы жить такой жизнью! Не от хорошей жизни я пошел этой дорожкой!
  • Господи, если бы мой народ был дружным и все поддерживали друг друга, то и я бы смог быть верным Тебе. А так, с волками жить, по волчьи выть!

Мытарь не выставлял себя жертвой несправедливости, заложником обстоятельств или грехов других людей. Он признавал, что его грехи – это результат того, что он грешник сам по себе.

Заметьте, что в своем покаянии мытарь даже не перечислял своих грехов. Он понимал, что в его случае смысл не в перечислении длинного списка поступков, а в раскаянии в том, кто он есть сам по себе. «Молитва мытаря» — это один из ярких библейских примеров молитвы сокрушения.

3. СОКРУШЕНИЕ

Итак, молитва покаяния бывает трех основных видов:

Если разница между первым и вторым видом молитв покаяние очевидна, то разница между вторым и третьим для многих из нас остается не понятной. Образом молитвы исповедания может быть пример с последней вечери Христа:

Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь;… (Иоан.13:10)

Когда необходимо исповедание:

  • Грех не является постоянной привычкой
  • Грех признается сразу же после совершения
  • Присутствует скорбь о грехе, а не о его последствиях
  • Грех не только исповедуется, но и оставляется ради Христа

Исповедание – это духовная гигиена. Ты испачкался – тут же отряхнулся. Согрешил – тут же покаялся. Но когда эту духовную гигиену мы не соблюдаем, когда грех не исповедуется сразу или не исповедуется искренне, то в нашем сердце начинают происходит определенные процессы.

Это можно сравнить с простудой, которая переходит в бронхит. Если ты не лечишь простудную инфекцию, когда она попадает в носоглотку и гортань, то она опускается в легкие. Идет распространение инфекции в организме, и в конечном счете развивается бронхит. Когда инфекция уже опустилась в легкие — тебе не поможет Колдрекс или Терафлю. Тебе нужны лекарства, которые будут лечить бронхит.

Тоже самое происходит в духовном мире. Когда инфекция греха появляется в твоей жизни, но ты ее не лечишь, не исповедуешь этот грех, то он начинает усиливать свое влияние на твое сердце. Грех делает сердце гордым, черствым, не чутким ко греху и голосу Святого Духа. В такие моменты тебе уже не поможет просто исповедание. Тебе нужно сокрушение.

Когда необходимо сокрушение:

  • грех уже не поддается исчислению в течении одного дня
  • грех является уже не поступком, а состоянием и образом жизни: постоянное раздражение, критиканство, эгоизм, лень, обиды, конфликты, злоба, депрессия
  • нет скорби о грехе
  • нет желания бороться со грехом
  • безразличие к последствиям греха

В более запущенных случая у христианина появляется безразличие не только ко греху, но и к его последствиям. Грех действует настолько разрушительно, что человек уже не способен рационально оценивать разрушение, которые он принесет. Порой человек выбирает грех несмотря на то, что тот приносит в его жизнь огромные потери: разрушенные отношений с Богом, служение, здоровье, семья, дружба и т.п.

Грех разрушает способность человека размышлять не только по библейски, но и вообще адекватно. Чем дольше мы заигрываем с грехом, тем больше он ведет к полному помрачению разума.

Когда вы уже не знаете, в чем каяться, когда вы не способны уследить за своими грехами в течении одного дня, когда грех становится не поступком, а состоянием, когда грех вас не огорчает, когда у вас нет желания с ним бороться, а его последствия вас не пугают – вам нужно не исповедание, а сокрушение. Вам нужно не просто прощение отдельных грехов, а Божья милость для всего сердца.

БИБЛИЯ О СОКРУШЕНИИ

Писание много говорит о сокрушении. Несколько текстов и тем, которые они затрагивают:

  • добрый плод сокрушения — отвращение к своему греху.
8 Но Я сберегу остаток, так что будут у вас среди народов уцелевшие от меча, когда вы будете рассеяны по землям. 9 И вспомнят о Мне уцелевшие ваши среди народов, куда будут отведены в плен, когда Я приведу в сокрушение блудное сердце их, отпавшее от Меня, и глаза их, блудившие вслед идолов; и они к самим себе почувствуют отвращение за то зло, какое они делали во всех мерзостях своих; (Иез.6:8,9)
  • описание внутреннего состояния сокрушения
4 …нет мира в костях моих от грехов моих, 5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, 6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего. 7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу, 8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей. 9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего. (Пс.37:4-9)
  • бессмысленность любой попытки компенсировать грех без сокрушения сердца
17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: 18 ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. 19 Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. (Пс.50:17-19)
  • единственный аргумент у Давида, чтобы убедить Бога вспомнить о нем – это не его подвиг с Голиафом, победы в войнах, псалмы или правильное отношение к Саулу, а его сокрушенное сердце
Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его (Пс.131:1)
  • сокрушение, как условие Божьего присутствия и внимания к моей душе
3 Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их; 4 исчисляет количество звезд; всех их называет именами их. 5 Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его неизмерим. 6 Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли. (Пс.146:3-6)
Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. (Ис.57:15)
…А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. (Ис.66:2)
Современные христиане разучились сокрушаться перед Богом. Когда грех начинает господствовать в нашем сердце — исповедания недостаточно. Без сокрушения, по большому счету, оно вообще бессмысленно. Сердце, которое бунтует способно сожалеть только о последствиях греха, но не о восстании против Бога.

Что делать практически?

Нам нужно перестать:

  • оправдывать и умалять наш грех
  • скидывать с себя ответственность за грех
  • выпрашивать Божьей благодати в долг
  • пытаться компенсировать грех в других сферах жизни

Нам нужно начать:

  • признавать грех перед Богом
  • возложить свое упование на Божью милость
  • раскаиваться в состоянии сердца, а не только в поступках

ДОБРОВОЛЬНОЕ СОКРУШЕНИЕ

В жизни большинства верующих сокрушение – это всегда результат давления определенных обстоятельств. Оно приходит в нашу жизнь либо когда мы вляпались в какие-то ужасные грехи, либо когда Бог допустил болезнь или какие-то стесненные обстоятельства. Иными словами, сокрушение в нашей жизни почти всегда имеет вынужденный характер.

Мы выбрасываем белый флаг перед Богом лишь под давлением в несколько атмосфер. Но на протяжении всех веков Божьи люди были теми, кто самостоятельно и добровольно ищет такого состояния. Представьте себе, что сокрушаться перед Богом можно добровольно…!

Для многих христиан сегодня истина о добровольном сокрушении не известна. Вопрос не в том, понимаете ли вы меня интеллектуально или готовы ли вы сказать на это «аминь». Вопрос в том, является ли сокрушение постоянной частью вашей практической жизни? Если нет, то эта истина пока не понятна и вам. Вам нужно глубже осмыслить этот вопрос и просить Бога открыть ваши глаза на эту сферу молитвенной жизни.

В предыдущей статье о «Забытых молитвах» я говорил о том, что сегодня мы не знаем, что делать, когда приходим к Богу в молитве и ничего не чувствуем. О том, что мы разочаровываемся в молитве или вовсе убеждаем себя, что унылая молитва – это норма. Однако, это не так. Проблема не в том, что молитва – это унылый процесс, который нужно себя заставлять делать. Проблема в том, что мы вычеркнули сокрушение из нашей молитвенной жизни.

Ваше «Господи, прости меня за …» не удовлетворяет ни вас, ни Бога. Вы не чувствуете, что Он вас прощает, вы не чувствуете сожаления о грехе, вы не чувствуете сил сопротивляться вашему греху и завтра, скорее всего, совершите тот же самый грех.

Колдрекс не вылечит бронхит. Исповедание отдельных грехов не поможет ожесточенному сердцу. Вам нужно сокрушение.

СОКРУШЕНИЕ И КРЕСТ

Потерянная молитва сокрушения в нашей жизни ведет к еще к одному трагичному побочному эффекту: плоское, блеклое, сухое, безжизненное понимание Божьей благодати и Евангелия.

Мы склонны верить в «одноразовый крест». Голгофский крест – в нашем понимании часто является чем-то вроде одноразового билета. Там, где-то в начале христианского пути, я воспользовался благодатью, которую дает крест и теперь стараюсь своими силами жить свято.

Друзья, но это страшное заблуждение. Крест – это то, к чему мы должны возвращаться снова и снова. Бог призывает нас жить святой жизнью. «Будьте святы, потому что Я свят», — говорит Господь. Но в те моменты, когда вы падаете, когда не справляетесь – бегите… на Голгофу! Бегите ко Кресту! И как мытарь – искренне сокрушайтесь и уповайте на Божью милость!

Но даже более того, нам сегодня не нужно повторять как мантру: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!». Господь уже помиловал. Взойди на Голгофу, и ты увидишь живое воплощение Божьей милости. Склонись перед крестом, и ты познаешь эту милость в своей личной жизни. Молитва сокрушения всегда возвращает христианина к Голгофскому кресту, где есть для каждого прощение, утешение и сила не только для борьбы, но и для победы!

Потому что Христос умер не только за твои прошлые, но за настоящие и будущие грехи. Порой мы приходим к Богу и нам хочется воскликнуть: «Господи, если бы Ты только знал, сколько я глупостей наделал…»

А Господь на это хотел бы ответить: «Я знаю и всегда знал. Я знал всё это, когда висел на кресте и все равно решил умереть за тебя!»

Может ли какое-то сердце остаться равнодушным в ответ на такую любовь? Христос заранее знал все твои грехи, даже те, которые ты еще не совершил — и не сошел со креста. Он принял решение умереть, взяв на Себя все наказание!

У того, кто живет в тени Голгофского креста нет проблем с любовью к Богу. Каждая новая порция благодати в ответ на покаяние воспламеняет нашу любовь к Нему еще с большей силой!

В книге «Долина Видения» есть пример молитвы сокрушения одного из пуританских служителей, она называется «Развращенность сердца». Пусть эта молитва вдохновит и поможет облечь в слова ваше устремление к Богу:

О Боже!
Пусть Дух Твой говорит во мне, дабы я говорил с Тобою. У меня нет никаких заслуг — пусть за меня говорят заслуги Иисуса. Я, недостойный, уповаю на великую милость Твою. Я обложен немощью, терплю недостатки и страдаю из-за греха. Ты же исполнен благодати. Я исповедую свой грех, свои частые согрешения, свои умышленные грехи.
Все силы моей души и моего тела осквернены: источник осквернения находится глубоко в моем естестве. В моем существе есть покои, заставленные скверными образами. Я ходил из одной комнаты в другую, бродил по ничейной земле опасных помыслов, пытался проникнуть в тайны моей падшей природы. Я безмерно стыжусь, что я таков, как есмь.
У меня нет ни зеленых порослей, ни спелых плодов, но лишь тернии и волчцы. Я как засохший лист, несомый ветром. Я наг и бесплоден, и ни на что не годен, как дерево зимой, которому уготован топор и сожжение.
Господи, неужели Ты помиловал меня? Ты сокрушил мою гордыню, поразил ложное божество моего самолюбия, и я лежу во прахе пред Тобою. Но Ты дал мне другого Наставника и Господа, Сына Твоего Иисуса, и теперь мое сердце обращено к святости, моя жизнь, как стрела, выпущенная из лука, устремилась к полному послушанию Тебе.
Помоги мне во всех моих делах подавлять грех и искоренять гордыню. Спаси меня от любви к миру и гордости житейской, от всего, что естественно для падшего человека. И пусть естество Христово день за днем проявляется во мне.
Даруй мне благодать исполнять волю Твою без сегований и радоваться не только тому, что я иссечен из Древней скалы, в которой так долго был заключен, но и тому, что я извлечен из глубокого рва и вознесен на высоту, где могу приложиться ко храму Христову навеки.

Есть молитвы, о которых мы забыли. Без этих молитв наша духовная жизнь – становится пустыней, в которой высыхает все живое. Нам нужно вспомнить эти молитвы.

Нам нужно вспомнить о молитве сокрушения. Это молитва, которая не ищет оправдания греху, признает проблему не в поступках, а в самом сердце человека и уповает только на Божью милость. Это молитва, которая возвращает нас на Голгофу, чтобы склониться перед Крестом и снова обрести Божью благодать. Молитва мытаря сегодня звучала бы так: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику! Ради Твоего Сына Иисуса Христа!»

Дорогой друг! Бог ждет тебя в твоей тайной комнате с этой молитвой. Дерзай! Аминь.