Изучая историю церкви мы можем увидеть, что с каждым веком церковь прогрессирует во многих сферах. В нашей христианской современности мы обладаем тем, о чем христиане прежних веков могли только мечтать. Можно перечислить несколько примеров:

  • Доступность назидательной информации
  • Развитое богословие
  • Доступность духовного образования
  • Распространение Библии и Евангелия
  • Масштабные социальные служения церкви и т.п.

Однако, в любом прогрессе есть побочные эффекты. Есть сферы, в которых современная церковь не развилась, а наоборот деградировала. И большинство этих сфер относятся не к масштабным достижениям, а к личной духовной жизни христиан. Современные христиане в сравнении с верующими прежних веков хуже знают Писание, больше увлечены земными вопросами, нежели духовными, легче идут на компромисс в нравственных вопросах. И одна из главных сфер, которую отмечают многие служители прежнего поклонения – современные христиане разучились молиться.

Мы – поколение христиан, которые разучились переживать глубокий молитвенный опыт. Наши представления о молитве примитивны. Наши ожидания от молитвы занижены. И как следствие – результаты наших молитв редко нас вдохновляют.

Мы постепенно становимся поколением, которое не знает силы молитвы, ее радости, ее власти, ее радикального преобразующего воздействия на нашу практическую жизнь. Наше представление о молитве можно сравнить с ироничными роликами со стройки. Думаю, вы видели не раз нечто подобное.

Как этот человек, очевидно, первый раз попавший на стройку, не имеет понятия, что такое электрический перфоратор. Так и мы сегодня имеем довольно смутное представление о том, что такое молитва и как ей пользоваться.

Зачастую мы не знаем, что делать, когда мы приходим к Богу в молитве и ничего не чувствуем. Не ощущая, что молитва идет дальше потолка — мы разворачиваемся и уходим в разочаровании. Или, что еще хуже – убеждаем себя, что так и должно быть.

Сегодня мы не только потеряли внутреннее богатство молитвы, сохранив лишь ее форму, но мы потеряли даже саму форму. Если мы почитаем, о чем молились христиане хотя бы пару веков назад, то мы удивимся тому, насколько сильно их молитвы отличаются от наших. Тема, о которой сегодня я хочу поразмышлять  называется – ЗАБЫТЫЕ МОЛИТВЫ.

Есть некоторые важные молитвы, которые мы забыли. Возможно, когда-то вы молились этими важными молитвами. А может и наоборот, вы почти никогда не молились и только слышали о том, что так можно молиться. В любом случае, для нас очень важно сегодня вспомнить об этих забытых молитвах.

ТЕМЫ ТИПИЧНОЙ МОЛИТВЫ

Наши молитвы невероятно скупы по одной простой причине — они на 90% сфокусированы на нас самих. Типичная молитва сосредоточена вокруг 4 основных тем: благодарность, исповедание, просьбы, ходатайства.

Лейтмотивом большинства моих молитвы выступает мое «я». Важно отметить, что эти молитвы являются правильными и угодными Богу. Библия не только позволяет, но и повелевает нам молиться о себе, наших нуждах и желаниях.

Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом (Фил.4:6)

Но если моя молитвенная жизнь сфокусирована только на мне и моих земных проблемах, то я долблю стену выключенным перфоратором. И проблема даже не в том, что такая молитва не эффективна, а в том, что постепенно она становится безжизненной.

Я хочу поговорить о нескольких молитвах, которые мы забыли, но которые должны звучать в наших тайных комнатах. Сегодня у нас есть возможность рассмотреть одну из них.

ГОСПОДИ, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ

Первая забытая молитва: «Господи, я люблю Тебя!». На мой взгляд, слова «я люблю тебя» в принципе самые важные слова из всех, которые мы произносим за свою жизнь. Это самые важные слова для наших родителей, супругов, детей, близких друзей. Для наших близких важно слышать эти слова от нас. Для нас самих важно слышать эти слова от них.

Наши отношения с Богом во многом строятся по тем же принципам, что и отношения с людьми. Бог является самой главной Личностью в нашей жизни и слова «я люблю Тебя», адресованные Ему, сложно переоценить.

Мы легко в этом убеждаемся, когда видим, что Бог не просто оставил пожелание, чтобы мы Его любили, но даже это заповедовал. Более того, заповедь любви к Нему Он сделал самой первой и самой главной.

Наша молитвенная жизнь должна быть временем, когда я говорю моему Богу самые главные слова в своей жизни. Задумайтесь, разве моменты, когда вы говорите эти слова супругу или вашим детям не являются самым приятными и трогательными в вашей жизни?

Мы невероятно обкрадываем самих себя, когда превращаем свою молитву просто в телеграмму с благодарностями и просьбами вместо того, чтобы иметь свидание с женихом нашей души и выразить Ему самое сокровенное в нашем сердце!

Обращение к Богу: «Я люблю Тебя» — это символ поклонения. В более широкой версии эти слова могут звучат по-разному: «Господи, Ты смысл моей жизни! Для меня нет ничего дороже, чем Ты! Я люблю Тебя больше всего на свете! Ты самое дорогое, что у меня есть!»

Вопросы для размышления
  • Как давно вы выражали Богу свою искреннюю любовь?
  • Как давно вы говорили Богу о том, что любите Его?

ПОКЛОНЕНИЕ ИЛИ ЛИЦЕМЕРИЕ?

Я знаю, о чем сейчас думают многие из вас. Вы думаете: «Слова о любви к Богу звучат слишком красиво, чтобы я мог сказать их Ему! Эти слова часто не подтверждаются моей практической жизнью и потому я не хочу лицемерить, произнося их.» Но подумайте вот о чем:

Нам хватает честности признаться себе в том, что слова о любви к Богу не соответствуют действительности. Но нам не хватает честности признаться себе в том, что нас это устраивает.

Я готов пропускать строчки из песен, которые звучат слишком красиво для моей жизни, но часто я не готов скорбеть о состоянии своего сердца. Я готов говорить о своей любви кому угодно, кроме Бога, но я не готов объявлять войну тому греху или плотскому желанию, которое занимает место Христа. Я не готов искать помощи, просить подотчетность, регулярно поститься, планировать регулярную уединенную молитву и размышление над Писанием и т.п.

Зачастую мне достаточно того, что я не лицемерю, произнося слишком красивые слова. Но вместе с тем, меня может не сильно заботить то, что отсутствие лицемерия никак не влияет на те проблемы, которые создают для него условия.

Отсутствие внешнего лицемерия для многих из нас превратилось в эталон честности и духовной зрелости. Мне кажется, что не лицемерие мы порой возводим на такую высоту, что заменяем наивысшую заповедь «Возлюби Бога» на заповедь «Не лицемерь».

Желание не лицемерить само по себе правильно и похвально. Но зачастую оно становится нашим оправданием не решать главную проблему. Мы успокаиваем себя мыслью: «Ну я хотя бы не лицемерю, говоря Богу слишком красивые слова! Христос больше всего ненавидел лицемеров, а значит у меня не все так плохо»

Итак, мы часто не обращаемся к Богу со словами «я люблю Тебя», потому что не хотим лицемерить. Мы, в какой-то степени, успокаиваем себя тем, что не лицемерим, но все с тем часто и не решаем саму проблему.

ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА ВОЗРОЖДЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Однако, проблема не только в том, что мы оправдываемся, не решая главную проблему. Другая часть проблемы заключается в нашем мышлении. Мы можем неправильно понимать человеческую сущность христианина. Возрожденный христианин не может рассматривать самого себя без учета двойственности своей природы. В нас существует две природы: ветхая и новая.

Ветхая природа всегда противится Богу. Она всегда бунтует против Божьей воли и потери собственной независимости. Ветхая природа всегда будет движима гордыней, эгоизмом и тотальной любовью к самой себе.

До конца нашей земной жизни она будет тянуть одеяло на себя. И каждый раз, когда мы будем ей это позволять – мы будем сваливаться в эгоизм и грех. Если бы в нас была только ветхая природа, то мы вообще никогда не смогли бы сказать Богу то, что  любим Его. Но в возрожденном христианине есть не только ветхая, но и новая природа.

Сущность новой природы заключается не только в том, что она любит Божью волю, Божье Слово, Божью церковь и т.д., но и самого Бога. И эта любовь – результат сверхъестественного действия Святого Духа.

а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (Рим.5:5)
15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. (Рим.8:15,16)

Когда Дух Святой поселяется в нашем сердце – мы начинаем испытывать трепетную сыновью любовь к нашему Небесному Отцу, взывая к Нему: «Авва (Папочка)!»

Любовь к Богу – это один из главных признаков наличия новой природы у христианина. И потому твоя новая природа любит Бога, даже тогда, когда ты потакаешь своей ветхой природе, наступая на горло своей совести.

Твой грех, бунт, гордыня, эгоизм, непослушание способны ослабить твою новую природу и истощить ее настолько, что ты не будешь чувствовать ее желаний. Но грех не уничтожает твою новую природу и не меняет ее качества. Новая природа может быть ослабленной, но от этого она не перестает любить Бога.

Именно поэтому, даже посреди борьбы, даже если борьба проиграна, даже если она проиграна не один раз — для возрожденного христианина сказать, что он любит Бога не будет лицемерием!

Потому что любовь к Богу — это не твоя заслуга. В этом вопросе тебе нечем похвалиться. Новая природа, которая любит Бога – это не плод твоих усилий, а сверхъестественный дар Святого Духа. Это Божья благодать в твоей жизни.

Конечно же, мы должны сказать о том, что наша ответственность заключается в том, чтобы раздувать эту искру любви к Богу внутри себя и превратить ее в яркое пламя. Но даже если ты, в какой-то период жизни этого не делаешь, это не значит, что этой искры не существует!

ВНУТРЕННЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

На мой взгляд вот то, что мы часто не понимаем: когда плоды твоей жизни говорят о плохом духовном состоянии, но тебе все равно хочется сказать Богу, что ты любишь его – это не значит, что ты лицемеришь. Это в тебе подает признаки жизни твоя новая природа.

Есть два пути как реагировать на это противоречивое чувство:

Друзья, когда мы подавляем желания новой природы – мы еще больше ее угнетаем. Более того, часто пульс новой природы начинает прощупываться под воздействием Святого Духа и именно от Него исходит желание поклоняться Богу, особенно когда мы духовном упадке.

Не понимая двойственности нашей природы, мы можем угашать действие Святого Духа. А если мы систематически угашаем Его голос, то нет ничего удивительного в том, что через время мы вообще перестаем Его слышать. Бог становится в наших глазах отстраненным, далеким, не заинтересованным в наших жизнях. Он становится тем, Кто все время молчит и больше не посещает нас.

Мне кажется, что сегодня многие дети Божьи поймались на эту дьявольскую уловку, когда он, прикрываясь идеей «честности с самим собой», разрушает нашу живую взаимосвязь с Небесным Отцом.

Тебе стыдно. Ты заглушаешь голос Святого Духа. И через время ты оказываешь еще в более худшем положении, чем был до этого. Задумайтесь, не поймались ли вы на эту уловку?

Но есть другой сценарий действий в ответ на внутреннее противоречие. И именно этот порядок действий является тем, что Бог ожидает от Своих детей.

Проблема не в том, что в тебе нет любви к Богу, а в том, что ты живешь плотской жизнью. Твоя новая природа, возгреваемая Святым Духом, стонет внутри тебя и вопиет о том, что она не согласна жить такой жизнью. Она тоскует по Богу и любит Его. Поэтому тебе нужно не заглушать голос твоей новой природы, находя оправдание в своей «честности», а покаяться в плотском образе жизни.

Мне кажется, простые примеры из нашей жизни помогают нам понять эти принципы. Вспомните моменты, когда вы идете на поводу своей плоти и грешите против своей жены/мужа или против своих детей. К примеру, вы раздражаетесь, кричите, поступаете эгоистично. Но потом одумавшись, приходите к любимому человеку: «Слушай, прости меня… Я люблю тебя!» Нужно ли считать это лицемерием?

Нужно ли считать ваш грех доказательством, что вы разлюбили вашего близкого человека? Нужно ли вам сначала сделать что-то хорошее, прежде чем любовь к этому человеку снова наполнит ваше сердце?

Конечно, нет. Именно понимание того, что я люблю этого человека и побудит меня раскаяться, попросить прощения, не повторять моих ошибок, сделать что-то приятное!

Так почему же мы часто не позволяем нашей любви к Богу вести нас к покаянию и исправлению? Почему над нами довлеет гипертрофированный страх стать лицемером? Почему мы считаем, что в первую очередь мы должны что-то сделать перед тем, как заявим Богу о своей любви, вместо того, чтобы покаяться в своем отступлении?

Более полная версия угодной Богу реакции на внутреннее противоречие выглядит так:

Поклонение Богу – это самое страстное и сильное желание новой природы. Чем больше желаний новой природы мы исполняем – тем сильнее она становится. Чем сильнее становится новая природа, тем легче нам побеждать ветхую природу. Побеждает то, что ты питаешь.

Наивысшая заповедь – это одновременно и цель, и средство для достижения этой же цели.

Моя цель возлюбить Бога. Как мне возрасти в любви к Богу? Возгревать естественные для новой природы и даруемые Святым Духом желания поклоняться Ему и выражать свою любовь!

Поклонение – не единственный, но один из главных способов возрасти в любви к Богу. Звучит парадоксально, но именно так это и работает! Чем больше я поклоняюсь Христу, чем больше я выражаю свою любовь к Нему, тем сильнее я Его люблю!

ЧЕСТНОСТЬ РАДИ БОГА

Мой призыв – это определенно не призыв к наивности или беспечности. Существует ли опасность лицемерия в церкви? Безусловно, существует. Эйден Тозер говорит такую фразу: «Христиане не говорят лжи, они ее поют».

Но будет твоя молитва, твоя песня, твое поклонение, твое признание в любви Богу лицемерием или пробуждающим и отрезвляющим действием Святого Духа – зависит только от тебя. В послании Коринфянам мы читаем о двух видах печали. Качество этой печали определяется по ее конечным результатам.

Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. (2Кор.7:10)

Этот же самый принцип мы должны применить к нашему желанию быть честными с Богом и самими собой. Мы должны оценивать природу нашей честности по ее плодам. Если моя честность ведет меня к покаянию, то это «честность ради Бога».

В нашей жизни бывают моменты, когда мы не готовы говорить Богу красивые слова, осознавая их несоответствие реальной жизни. И нам не нужно заставлять себя это делать через силу. Порой нам нужно время, чтобы что-то переосмыслить и привести сердце в порядок. Но вопрос в том, действительно ли я хочу привести сердце в порядок или я просто делаю вид, что хочу разобраться с этими вопросами, по факту оставляя все, как есть.

Если наша честность не ведет нас к сокрушению, если я просто вздохнул, утешил себя тем, что я не лицемерю и пошел дальше – то по аналогии с текстом о печали, мы можем сказать, что это «честность мирская».

ПРАКТИЧЕСКАЯ МОЛИТВА

Как молитва «Господи, я люблю Тебя!» находит свое место в практической молитвенной жизни? Есть разные ситуации, когда мы можем выражаю свою любовь к Богу. Но я хочу поделиться пониманием того, как выражать любовь к Богу посреди духовного кризиса. Потому что кризис — это то, где мы чаще всего находим себя, когда из нашей молитвенной жизни исчезает поклонение Богу.

Иногда мы приходим к Богу, совершенно разбитыми собственной никчемностью. И у нас не поворачивается язык сказать Богу «прости», потому что мы говорили это уже сотни раз. Порой мы можем довести себя до такого состояния, когда мы уже и не чувствуем сожаления о своем грехе.

Бывает, ты стоишь перед Богом и думаешь: «А зачем я вообще пришел? Что я могу сказать Богу в таком состоянии?» В такие моменты, когда все остальные слова уже не имеют смысла – я начинаю говорить Богу самые главные слова:

«Господи, я люблю Тебя!

Я знаю, что моя практическая жизнь не подтверждает эти слова. Я знаю, что я эгоист и бунтарь. Я знаю, что гораздо чаще я люблю самого себя, нежели Тебя. И гордыня прорастает в моем сердце снова быстрее любого сорняка!

Но я также знаю, что каждый раз, когда я отступаю от Тебя – мне невероятно плохо. Моя жизнь теряет смысл. Я ни в чем не нахожу радости. И одна часть меня убегает от Тебя, а другая — невероятно тоскует по Тебе и общению с Тобой. Я не могу забыть Тебя, я не могу не думать о Тебе, я не могу перестать желать быть с Тобой рядом. И я ничего не могу с этим поделать, потому что я люблю Тебя.»

После подобных слов, обычно ледяная корка на моем сердце трескается и рассыпается. Я снова чувствую скорбь и сожаление о своем грехе. Я снова чувствую, что Бог меня слышит. Я снова чувствую как мой дух тянется к Нему навстречу.

Чаще всего признание в любви к Богу нужно не сколько Богу, сколько нам самим. Нам нужно вспомнить ради чего мы живем. Нам нужно дать задыхающейся новой природе возможность сделать глоток кислорода благодати. Нам нужно позволить Святому Духу пробудить нас от спячки и вдохнуть Свою жизнь в наше сердце.

Если вы оказались в духовном состоянии, когда вам нечего сказать Богу – начните с самых важных слов, со слов «Господи, я люблю тебя!».

Друзья, конечно же, я не говорю о том, что нам нужно признаваться Богу в любви только тогда, когда все остальные слова уже потеряли смысл. Наоборот, я говорю о том, что слова о любви к Богу должны стать частью нашей повседневной молитвы. И в тот день, когда я не смогу сказать Богу о своей любви – я буду отчетливо понимать, что моя ветхая природа начала подавлять новую. Я буду понимать, что моему сердцу необходимо покаяние и это покаяние снова приведет меня к поклонению.

Итак, сегодня мы говорили о том, что из молитвенной жизни многих из нас исчезли очень важные молитвы. Нам нужно вспомнить эти забытые молитвы и снова сделать их частью наших отношений с Богом. И пускай молитва с самыми важными словами «Господи, я люблю Тебя!» положит начало особому Божьему действию в наших сердцах! Аминь.