Страстная пятница стала самым сложным днем в жизни Христа. В этот день Он пережил невообразимое количество боли и страданий. Но именно ради этого дня Он пришел на эту землю. Давайте внимательней взглянем на то, что пришлось преодолеть Христу в страстную пятницу. Хочу предложить вам рассмотреть пять сфер, в которых выразились Его страдания в этот день.

1. ПРЕДАТЕЛЬСТВО

Предательство Иуды

45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали
46 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
47 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?
(Лук.22:45-48)

Поцелуй Иуды положило начало страданиям Христа. И хотя это предательство было предсказано пророками, и Христос знал о нем, все же Иуда был человеком, который с которым Христом бок о бок провел больше трех лет. Это было предательство не только ученика, но и друга.

Троекратное предательство Петра

54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. 55 Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. 56 Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. 57 Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. 58 Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! 59 Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. 60 Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. 61 Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. 62 И, выйдя вон, горько заплакал. (Лук.22:54-62)

Петр очень красноречиво заявлял о своей верности Христу на тайной вечере и отказывался поверить, что он отречётся. Однако, решимость Петра была основана на его собственном представлении того, как должны развиваться события. Когда он осознал, что Христос не будет устраивать военный переворот в Израиле, когда он понял, что Христос мог был призвать двенадцать легионов ангелов, но делать этого не будет, когда он увидел, как Мессия добровольно идет на встречу собственной смерти – его решимость исчезла.

Петр трижды отрекается от Христа находясь в непосредственной близости от Него. Один из трех самых близких друзей публично говорит о том, что никогда не знал Его.

Предательство учеников

50 Тогда, оставив Его, все бежали. 51 Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. 52 Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. (Мар.14:50-52)

Мы часто осуждаем Петра за его отречение от Христа, но что сказали бы остальные ученики, если бы их схватили в ту ночь? Они все отреклись, если не словами, то своими поступками. Они оказались не готовы к тем обстоятельствам, которые произошли.

Предательство фарисеев и священников

ибо знал, что предали Его из зависти. (Матф.27:18)

Фарисеи и священники ненавидели Христа за Его прямые обличения. Они боялись Его, потому что вокруг Него собиралось все больше и больше последователей. Его служение было угрозой из влиянию. Их особенно вывело из себя, когда Христос очистил храм от торговцев, лишив их материальной наживы и публично показав их порочную природу. И потому они искали любой повод, чтобы убить Христа. Даже Пилат понимал, что Христос предан из зависти.

 Предательство народа

12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? 13 Они опять закричали: распни Его. 14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. (Мар.15:12-14)

Кто кричал «распни»? Это кричал народ, кричал несколько раз подряд. Тот народ, который Иисус учил, кормил, исцелял. Люди быстро забыли то, что сделал для них Христос. Движимые слепой религиозностью, они легко отрекаются и предают того, Кто Своими делами подтвердил каждое Свое слово.

2. ОДИНОЧЕСТВО

Одиночество в Гефсиманском саду

Перед началом и в процессе страданий Христос был как никогда одинок. Он говорил о том, что Его душа смертельно скорбит. Молясь в Гефсиманском саду его пот был, как капли крови. Есть такое физическое явление, когда в результате сильнейшего стресса у человека лопаются капилляры и кровь смешивается с потом.

Ученики не были в состоянии поддержать Христа в молитве, в момент Его величайшего испытания. Они не могли не в силу физических ограничений и форс-мажорных обстоятельств. Причина была в том, что они просто спали.

39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. 40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? 41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. (Матф.26:39-41)

Одиночество по дороге на Голгофу

27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. 28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, 29 ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! 30 тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! 31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? (Лук.23:27-31)

Одиночество Христа выражалось также в том, что никто не понимал, что Он делает. Когда Он шел по пути на Голгофу, множество народа и женщин рыдали о Нем. Никто не понимал, что все что происходит в жизни Христа – происходит с Его согласия. Христос не был жертвой обстоятельств. Он добровольно отдает Свою жизнь ради спасения людей. Он идет совершить подвиг. Но никто из его близких друзей не понимает этого и потому не способен ободрить Его на этом пути.

Одиночество на кресте

45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; 46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Матф.27:45-46)

Самое сложная часть одиночества Божьего Сына – это когда Бог Отец оставляет Его для совершения наказания над грехом.

3. ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Терновый венец 

И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. (Мар.15:19)

63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;64 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? 65 И много иных хулений произносили против Него. (Лук.22:63-65)

Терновый венец часто изображают как тоненький ободок и веток с небольшими шипами. Однако, многие историки говорят о том, что венец на голове Христа был сделан из веток с огромными шипам и покрывал всю верхнюю часть головы. Потому любой удар тростью починял невероятную боль от того, что шипы впиваются в голову.

Удары плетьми

Тогда Пилат взял Иисуса и [велел] бить Его (Ин. 19:1).

В иудейской традиции действовало ограничение в 39 ударов. Считалось, что это максимальное количество, которое может выдержать человек, не умерев. Однако, Христа секли не иудеи, а римляне. А у них не было никаких ограничений в этом вопросе. Историки, которые верят в достоверность Туринской плащаницы утверждают, что при ее изучении они смогли посчитать количество ударов, которые получил Христос. Их было около 98.

Так это или нет – сегодня невозможно сказать наверняка. Однако, мы точно знаем, что Христа избили настолько, что Он был не в состоянии нести собственный крест и довольно быстро умер, так что ему не нужно было перебивать ноги, как это обычно делалось.

Распятие на кресте

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. 17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; 18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. (Иоан.19:16-18)

Апогей физических страданий Христа было распятие на кресте. Огромными гвоздями Его руки и ноги прибили к деревянному кресту и повесили на нем. В первом веке это была самая болезненная и позорная смерть, которую заслуживали самые отъявленные преступники.

4. МОРАЛЬНОЕ УНИЖЕНИЕ

Издевательство солдат в претории

27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк 28 и, раздев Его, надели на Него багряницу; 29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! 30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. (Матф.27:27-30)

Для римских солдат это было одновременно развлечение и желание деморализовать иудеев, как оккупированную страну. Что может больше унизить народ, как не унижение его царя. Горькая ирония заключалась в том, что перед ними был не только Царь Иудейский, но Царь всего мира. Их царь.

Несправедливый суд фарисеев

59 Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, 60 и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля 61 и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. (Матф.26:59-61)

Богословы, изучающие процесс обвинения Христа сходят во мнении, что в Его деле был нарушены все правовые нормы, действовавшие в иудейском народе. Первосвященник не мог найти легальный способ осудить Христа на смерть, поэтому были привлечены лжесвидетели и выдвинуты надуманные обвинения.

Несправедливый суд Пилата 

13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, 14 сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; (Лук.23:13,14)

Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. (Мар.15:15)

Пилат был своего рода губернатором в Римской империи. Римляне гордились тем, что они были впереди всей планеты в области права. Определенно, Пилат был юридически грамотным человеком и потому он несколько раз делал вывод о том, что Христос не виновен. Однако, опасаясь недовольства Римского императора, Пилат принимает решение осудить невиновного человека. Он демонстративно умывает руки, словно ответственность за свои поступки — это что-то такое, что можно смыть обычной водой.

Сравнение Христа с Вараввой

16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; 17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? 18 ибо знал, что предали Его из зависти. 19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. 20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. 21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. 22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. (Матф.27:16-22)

Одним из моральных унижений так же было то, что Христа сравняли с Вараввой и предложили народу, кого они должны выбрать для освобождения. Человек, который исцелял, творил добро, заботился о людях стоит на одном уровне с убийцей. При этом убийца уходит освобожденным, а Христос остается в цепях и идет на смерть. Однако, в Писании этот образ дан не случайно. Один проповедник справедливо замечает, что в личности Вараввы каждый может увидеть себя. Виновный получает освобождение, а невинный берет на себя наказание. Этот образ – Евангелие в миниатюре.

Издевательства и плевки народа

39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими 40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.  41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: 42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; 43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. (Матф.27:39-43)

Проходящий народ откровенно насмехался над Христом, предлагая Ему продемонстрировать Свою божественность разными способами: сойти со креста, попросить Бога спасти Его. Отдать свою жизнь за другого человека – это акт невероятного мужества. Люди делали это ради тех, кем восхищались и кому беззаветно верили. Но Христос умер за плюющих на Него грешников, спутавших чувство юмора с безумием.

Распятие вместе с разбойниками, которые хулили Его

Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. (Матф.27:44)

Христос, согласно пророчеству, был причтен к злодеям. Компанию ему составляли те, кто заслужил этой смерти по справедливости, но вместе с тем, они умудрялись поносить и хулить того, что был осужден абсолютно не заслуженно.

Табличка на кресте 

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. 20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по— еврейски, по-гречески, по-римски. 21 Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. 22 Пилат отвечал: что я написал, то написал. (Иоан.19:19-22)

Желая еще больше унизить иудеев, Пилат написал табличку на кресте Христа. Он хотел сделать Христа «притчей во языцех», посмешищем для всего мира. Однако, в Божьем замысле оказалось так, что эта табличка гласила истинную правду.

5. СПРАВЕДЛИВЫЙ БОЖИЙ ГНЕВ

Самая сложная часть испытаний Христа в страстную пятницу была заключена не в предательстве, одиночестве, физических или моральных страданиях. Она была заключена в том, ради чего Он взошел на этот крест – наказание всего мира за грех.

Бог является святым и справедливым. Он ненавидит грех и всегда Его наказывает. Благодать заключается не в том, что Бог просто простил людям их грехи. Благодать заключается в том, что наказание за их грех взял на Себя ни в чем неповинный Божий Сын.

Бог Сын принял на Себя Святой и справедливый гнев Бога Отца. Насколько ужасен этот гнев? Яркое представление о том, что представляет из себя Божий гнев нам дает ад. Вечность в озере огненном – вот мера Божьего гнев. Вечность в озере огненном – вот мера тех страданий, который Христос принял на Себя на кресте. Именно этот процесс стал апогеем Его Голгофского подвига и самой сложной его частью.

Почти все апостолы и многие христиане вплоть до сегодняшнего дня умирают мученической смертью за Христа. Но никто и никогда поймет, что значит принять на себя Божий гнев за грехи всего мира! В этом уникальность Голгофской жертвы.

В иудаизме была традиция на Пасху выпивать четыре чаши. Есть разные объяснения, что они означали, но была также и пятая чаша, которую они не пили. Эта чаша символизировала ожидание второго прихода Илии и самого Мессии.

Пятой чашей, которую о которой Христос молился в Гефсиманском саду оказалась чаша Божьего гнева, но вместе с тем – чашей искупления. Грех каждого кто кается и верует искуплен Голгофской жертвой Иисуса Христа.

Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? (Иоан.18:11)

СЕРДЦЕ ХРИСТА ПОСРЕДИ СТРАДАНИЙ

Исцеляет ухо солдату

50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. 51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его. 52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? (Лук.22:50-52)

Последним исцелением Христа в земной жизни было исцеление воина, который пришел схватить его и повести на смерть.

Прощает разбойника на кресте

42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! 43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. (Лук.23:42,43)

Даже находясь на кресте – в кульминации своих страданий, Христос видит вокруг Себя погибающие души. Он видит искреннюю веру разбойника и прощает Его грехи, даруя возможность быть в вечности вместе с Ним.

Молится о прощении распинающих Его людей

33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. 34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. (Лук.23:33,34)

Это самая удивительная и, до глубины души трогающая, молитва из всех, когда-либо произнесенных. Христос берет на Себя всю тяжесть наказания за грехи всего мира, молясь о том, чтобы Бог простил тех, кто Его распинает.

Лишь когда мы смотрим на страдания Христа, мы способны по-настоящему понять Его удивительную любовь к нам, ту огромную цену, которую Он заплатил ради нашего спасения, красоту Его характера, который приводит в смиренное восхищение и вызывает естественное желание ему подражать.