Страстная пятница стала самым сложным днем в жизни Христа. В этот день Он пережил невообразимое количество боли и страданий. Но именно ради этого дня Он пришел на эту землю. Давайте внимательней взглянем на то, что пришлось преодолеть Христу в страстную пятницу. Хочу предложить вам рассмотреть пять сфер, в которых выразились Его страдания в этот день.
1. ПРЕДАТЕЛЬСТВО
Предательство Иуды
46 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
47 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?
(Лук.22:45-48)
Поцелуй Иуды положило начало страданиям Христа. И хотя это предательство было предсказано пророками, и Христос знал о нем, все же Иуда был человеком, который с которым Христом бок о бок провел больше трех лет. Это было предательство не только ученика, но и друга.
Троекратное предательство Петра
Петр очень красноречиво заявлял о своей верности Христу на тайной вечере и отказывался поверить, что он отречётся. Однако, решимость Петра была основана на его собственном представлении того, как должны развиваться события. Когда он осознал, что Христос не будет устраивать военный переворот в Израиле, когда он понял, что Христос мог был призвать двенадцать легионов ангелов, но делать этого не будет, когда он увидел, как Мессия добровольно идет на встречу собственной смерти – его решимость исчезла.
Петр трижды отрекается от Христа находясь в непосредственной близости от Него. Один из трех самых близких друзей публично говорит о том, что никогда не знал Его.
Предательство учеников
Мы часто осуждаем Петра за его отречение от Христа, но что сказали бы остальные ученики, если бы их схватили в ту ночь? Они все отреклись, если не словами, то своими поступками. Они оказались не готовы к тем обстоятельствам, которые произошли.
Предательство фарисеев и священников
Фарисеи и священники ненавидели Христа за Его прямые обличения. Они боялись Его, потому что вокруг Него собиралось все больше и больше последователей. Его служение было угрозой из влиянию. Их особенно вывело из себя, когда Христос очистил храм от торговцев, лишив их материальной наживы и публично показав их порочную природу. И потому они искали любой повод, чтобы убить Христа. Даже Пилат понимал, что Христос предан из зависти.
Предательство народа
Кто кричал «распни»? Это кричал народ, кричал несколько раз подряд. Тот народ, который Иисус учил, кормил, исцелял. Люди быстро забыли то, что сделал для них Христос. Движимые слепой религиозностью, они легко отрекаются и предают того, Кто Своими делами подтвердил каждое Свое слово.
2. ОДИНОЧЕСТВО
Одиночество в Гефсиманском саду
Перед началом и в процессе страданий Христос был как никогда одинок. Он говорил о том, что Его душа смертельно скорбит. Молясь в Гефсиманском саду его пот был, как капли крови. Есть такое физическое явление, когда в результате сильнейшего стресса у человека лопаются капилляры и кровь смешивается с потом.
Ученики не были в состоянии поддержать Христа в молитве, в момент Его величайшего испытания. Они не могли не в силу физических ограничений и форс-мажорных обстоятельств. Причина была в том, что они просто спали.
Одиночество по дороге на Голгофу
Одиночество Христа выражалось также в том, что никто не понимал, что Он делает. Когда Он шел по пути на Голгофу, множество народа и женщин рыдали о Нем. Никто не понимал, что все что происходит в жизни Христа – происходит с Его согласия. Христос не был жертвой обстоятельств. Он добровольно отдает Свою жизнь ради спасения людей. Он идет совершить подвиг. Но никто из его близких друзей не понимает этого и потому не способен ободрить Его на этом пути.
Одиночество на кресте
Самое сложная часть одиночества Божьего Сына – это когда Бог Отец оставляет Его для совершения наказания над грехом.
3. ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
Терновый венец
63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;64 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? 65 И много иных хулений произносили против Него. (Лук.22:63-65)
Терновый венец часто изображают как тоненький ободок и веток с небольшими шипами. Однако, многие историки говорят о том, что венец на голове Христа был сделан из веток с огромными шипам и покрывал всю верхнюю часть головы. Потому любой удар тростью починял невероятную боль от того, что шипы впиваются в голову.
Удары плетьми
В иудейской традиции действовало ограничение в 39 ударов. Считалось, что это максимальное количество, которое может выдержать человек, не умерев. Однако, Христа секли не иудеи, а римляне. А у них не было никаких ограничений в этом вопросе. Историки, которые верят в достоверность Туринской плащаницы утверждают, что при ее изучении они смогли посчитать количество ударов, которые получил Христос. Их было около 98.
Так это или нет – сегодня невозможно сказать наверняка. Однако, мы точно знаем, что Христа избили настолько, что Он был не в состоянии нести собственный крест и довольно быстро умер, так что ему не нужно было перебивать ноги, как это обычно делалось.
Распятие на кресте
Апогей физических страданий Христа было распятие на кресте. Огромными гвоздями Его руки и ноги прибили к деревянному кресту и повесили на нем. В первом веке это была самая болезненная и позорная смерть, которую заслуживали самые отъявленные преступники.
4. МОРАЛЬНОЕ УНИЖЕНИЕ
Издевательство солдат в претории
Для римских солдат это было одновременно развлечение и желание деморализовать иудеев, как оккупированную страну. Что может больше унизить народ, как не унижение его царя. Горькая ирония заключалась в том, что перед ними был не только Царь Иудейский, но Царь всего мира. Их царь.
Несправедливый суд фарисеев
Богословы, изучающие процесс обвинения Христа сходят во мнении, что в Его деле был нарушены все правовые нормы, действовавшие в иудейском народе. Первосвященник не мог найти легальный способ осудить Христа на смерть, поэтому были привлечены лжесвидетели и выдвинуты надуманные обвинения.
Несправедливый суд Пилата
Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. (Мар.15:15)
Пилат был своего рода губернатором в Римской империи. Римляне гордились тем, что они были впереди всей планеты в области права. Определенно, Пилат был юридически грамотным человеком и потому он несколько раз делал вывод о том, что Христос не виновен. Однако, опасаясь недовольства Римского императора, Пилат принимает решение осудить невиновного человека. Он демонстративно умывает руки, словно ответственность за свои поступки — это что-то такое, что можно смыть обычной водой.
Сравнение Христа с Вараввой
Одним из моральных унижений так же было то, что Христа сравняли с Вараввой и предложили народу, кого они должны выбрать для освобождения. Человек, который исцелял, творил добро, заботился о людях стоит на одном уровне с убийцей. При этом убийца уходит освобожденным, а Христос остается в цепях и идет на смерть. Однако, в Писании этот образ дан не случайно. Один проповедник справедливо замечает, что в личности Вараввы каждый может увидеть себя. Виновный получает освобождение, а невинный берет на себя наказание. Этот образ – Евангелие в миниатюре.
Издевательства и плевки народа
Проходящий народ откровенно насмехался над Христом, предлагая Ему продемонстрировать Свою божественность разными способами: сойти со креста, попросить Бога спасти Его. Отдать свою жизнь за другого человека – это акт невероятного мужества. Люди делали это ради тех, кем восхищались и кому беззаветно верили. Но Христос умер за плюющих на Него грешников, спутавших чувство юмора с безумием.
Распятие вместе с разбойниками, которые хулили Его
Христос, согласно пророчеству, был причтен к злодеям. Компанию ему составляли те, кто заслужил этой смерти по справедливости, но вместе с тем, они умудрялись поносить и хулить того, что был осужден абсолютно не заслуженно.
Табличка на кресте
Желая еще больше унизить иудеев, Пилат написал табличку на кресте Христа. Он хотел сделать Христа «притчей во языцех», посмешищем для всего мира. Однако, в Божьем замысле оказалось так, что эта табличка гласила истинную правду.
5. СПРАВЕДЛИВЫЙ БОЖИЙ ГНЕВ
Самая сложная часть испытаний Христа в страстную пятницу была заключена не в предательстве, одиночестве, физических или моральных страданиях. Она была заключена в том, ради чего Он взошел на этот крест – наказание всего мира за грех.
Бог является святым и справедливым. Он ненавидит грех и всегда Его наказывает. Благодать заключается не в том, что Бог просто простил людям их грехи. Благодать заключается в том, что наказание за их грех взял на Себя ни в чем неповинный Божий Сын.
Бог Сын принял на Себя Святой и справедливый гнев Бога Отца. Насколько ужасен этот гнев? Яркое представление о том, что представляет из себя Божий гнев нам дает ад. Вечность в озере огненном – вот мера Божьего гнев. Вечность в озере огненном – вот мера тех страданий, который Христос принял на Себя на кресте. Именно этот процесс стал апогеем Его Голгофского подвига и самой сложной его частью.
Почти все апостолы и многие христиане вплоть до сегодняшнего дня умирают мученической смертью за Христа. Но никто и никогда поймет, что значит принять на себя Божий гнев за грехи всего мира! В этом уникальность Голгофской жертвы.
В иудаизме была традиция на Пасху выпивать четыре чаши. Есть разные объяснения, что они означали, но была также и пятая чаша, которую они не пили. Эта чаша символизировала ожидание второго прихода Илии и самого Мессии.
Пятой чашей, которую о которой Христос молился в Гефсиманском саду оказалась чаша Божьего гнева, но вместе с тем – чашей искупления. Грех каждого кто кается и верует искуплен Голгофской жертвой Иисуса Христа.
СЕРДЦЕ ХРИСТА ПОСРЕДИ СТРАДАНИЙ
Исцеляет ухо солдату
Последним исцелением Христа в земной жизни было исцеление воина, который пришел схватить его и повести на смерть.
Прощает разбойника на кресте
Даже находясь на кресте – в кульминации своих страданий, Христос видит вокруг Себя погибающие души. Он видит искреннюю веру разбойника и прощает Его грехи, даруя возможность быть в вечности вместе с Ним.
Молится о прощении распинающих Его людей
Это самая удивительная и, до глубины души трогающая, молитва из всех, когда-либо произнесенных. Христос берет на Себя всю тяжесть наказания за грехи всего мира, молясь о том, чтобы Бог простил тех, кто Его распинает.
Лишь когда мы смотрим на страдания Христа, мы способны по-настоящему понять Его удивительную любовь к нам, ту огромную цену, которую Он заплатил ради нашего спасения, красоту Его характера, который приводит в смиренное восхищение и вызывает естественное желание ему подражать.