В духовной жизни есть реальная опасность быть обманутыми, впасть в духовное обольщение. В последнее время все чаще и чаще приходиться наблюдать затем, как обман разрушает полноценную духовную жизнь христиан. Мы можем наблюдать это в своей жизни и в жизни других верующих. Поэтому я хотел бы поразмышлять вместе с вами о роли обмана в нашей духовной жизни и затронуть такую тему, как «Признаки духовного обольщения». 

Что такое духовное обольщение?

Духовное обольщение – это состояние, когда христианин перестает быть духовно здоровым, но в силу какого-то обмана, не замечает своего болезненного состояния и считает, что в его жизни все по-прежнему благополучно.

Иными словами, в духовном организме человека появляется болезнь, но он не может ее распознать и по-прежнему считает себя здоровым. И чем дольше он остается в этом заблуждении, тем большую угрозу его жизни несет эта духовная болезнь. Как вы думаете, на какую физическую болезнь похоже это духовное обольщение? Я думаю, вы догадались..

РАК — это группа заболеваний, которые могут в течение долгого времени никак себя не проявлять. Иммунитет не борется с раковыми клетками по двум причинам: клетки опухоли похожи на нормальные клетки, а также опухоль подавляет и перепрограммирует иммунные клетки так, что они начинают работать в интересах опухоли, а не иммунитета. Это называется «иммуноредактирование».

Таким образом, человек болеет серьезной болезнью, но он даже об этом не подозревает. Организм не подает никаких сигналов. Точно таким же образом действует духовное обольщение – вирус попадает в духовный организм человека и активно развивается, но человек не чувствует себя больным и не бьет тревогу.

Что является источником духовного обольщения?

В первую очередь сатана. Обманом лукавый искусил Адама и Еву в Эдемском саду. О нем сказано, что он отец лжи. Ложь – это главное оружие сатаны, которым он искусно владеет и активно использует.

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Иоан.8:44)

Во-вторых, источником духовного обольщения является наше сердце, которое охотно принимает ложь, предлагаемую сатаной. Вот что говорит Библия:

Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его? (Иер.17:9)

Именно наша неспособность трезво оценить опасность, исходящую от сатаны и нашего лукавого сердца – является причиной того, что мы легко впадаем в обольщение.

Как происходит духовное обольщение?

Мы можем вспомнить библейские примеры духовного обольщения:

Анания и Сапфира

Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. (Деян.5:1-4)

Представьте себе эту картину: Анания спокойно идет с мешком денег к апостолам, возможно, насвистывая какую-нибудь мелодию из Псалтыря и даже не подозревает, что на «обратном таймере его жизни» истекают последние минуты. Анания уверен, что  когда он придет к апостолам — они его обнимут, скажут о том, какой он жертвенный человек, помолятся за него, будут ставить его в пример другим людям. Ничто в его сердце не ёкает по поводу того, что он идет совершить грех.

Несмотря на то, что Петр подчеркивает, что авторство мысли об обмане принадлежит сатане,  апостол ясно говорит, что Анания ответственен за то, что позволил лукавому вложить эту мысль и довести ее до конкретного поступка. 

Давид и Нафан

И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему.  Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек… (2Цар.12:1-7)

Царь Давид — человек, обладающий огромным духовным опытом и глубиной отношений с Богом. Уж кто, как не он должен обладать духовной чуткостью и бдительностью в отношении своей души. Но Давид слушает историю пророка и не может в ней узнать себя. Царь возмущен поведением богача и даже желает ему смерти. Давид впал в духовное обольщение. Он сделал большое зло, но продолжает жить, как ни в чем не бывало… Друзья, если это происходило с Давидом и другими героями Библии, то, конечно же, это происходит и с нами.

Почему мы впадаем в духовное обольщение?

Где наше слабое место? Где эта брешь, через которую лукавый просачивается и надевает повязку на наши глаза, вешает лапшу нам на уши и наносит урон нашей душе? Для того, чтобы нам ответить на этот вопрос, нам нужно обратить свое внимание на 1 главу Римлянам.

3 замены по 1 главе Римлянам

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; (Рим.1:21-26)

Апостол Павел поэтапно разбирает путь духовной деградации языческих народов, который сопровождался сильным обольщением. Мы можем увидеть, что в этих текстах есть три замены. Мы можем пронаблюдать следующую хронологию: вначале произошла замена поклонения Творцу на поклонение творению, затем Божья истина была заменена на ложь и в результате это привело к тому, что богоугодное поведение было заменено греховным поведением в самых различных формах.

3 замены в послании Римлянам 1:21-26

В 22 стихе Павел обращает внимание на то, что все эти народы вовсе не считали себя глупыми. Наоборот, несмотря на открытое противление Богу, ересь и греховный образ жизни они считали себя мудрецами. Но они были жестоко обмануты, они впали в духовное обольщение!

В момент духовного обольщения мы не страдаем заниженной самооценкой. Но даже наоборот, мы уверены в своей состоятельности, в верности своих суждений, в правильности своих поступков. Мы считаем себя мудрыми и компетентными даже в тех вопросах, в которых мы не сильно осведомлены. Именно так действует духовное обольщение.

Мы должны осознать, что с нами лукавый работает по той же самой схеме. Его мало интересуют мелкие эпизодические грехи. Мы можем думать, что его работа заключается в том, чтобы нашептывать нам в магазине «Магнит», когда мы идем с тележкой по рядам: «Укради этот майонез» или «Не заплати за желтый пакет»… Но это далеко не все на что он способен, его методы гораздо более искусны и хорошо замаскированы.

Главная задача сатаны предложить нам что-то, что мы полюбили бы больше, чем Христа, т.е. заменили Творца на творение.

Иногда эта замена может быть связана с каким-то грехом, а иногда с какими-то законными желаниями. Когда происходит эта замена, то новая ценность начинает вести себя абсолютно идентично с раковой опухолью. Как рак подавляет и перепрограммирует иммунные клетки на свои цели, так и ложная ценность подчиняет себе наше мышление и через него формирует наше поведение и использует их для обслуживания своих целей.

В состоянии идолопоклонства мышление человека подчинено той ценности, которой он поклоняется, поэтому он не в силах распознать состояние этого идолопоклонства и увидеть его реальные симптомы. Восприятие себя и действительности становится искаженным.

После того, как меняется мышление – появляются плоды идолопоклонства в поведении. Но обычно человек продолжает не видеть реальной проблемы, потому что ценность подчинила его мышление. Мышление интерпретирует обстоятельства и плохие плоды в пользу ценности. Мышление защищает ценность и находит оправдания для греха, даже тогда, когда наличие плохих плодов уже сложно отрицать.

Важная истина, которую показывает это место священного Писания заключается в том, что уровень мышления не является самым глубинным в нашей сущности, или как часто говорят «мышление — это не дно».

Итак, опасность обольщения состоит в том, что в момент, когда Христос на престоле нашего сердца заменяется на что-то другое, на уровне разума  нам трудно это понять и почувствовать. Иными словами, есть большая опасность не заметить, как ты перестаешь объективно оценивать себя, если ты рассчитываешь только на свои интеллектуальные способности и самоанализ.

Библейское отношение к самооценке

Когда мы читаем Писание, то видим, что мужи Божьи очень осторожно говорили о самих себе, всегда отмечая, что они не могут судить о самих себе только на основании собственных умозаключений. И лишь один Бог знает истинное состояние их сердца во всей полноте.

Давид

Кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения. (Пс.18:13,14) Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный. (Пс.138:24,25)

Соломон

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти. (Прит.14:12) 

Павел

Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. (1Кор.4:4)

Бог

Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце. (1Цар.16:7)

Если мы не можем полностью доверять своему собственному мнению и наш разум может обманываться, то как же нам избежать того, чтобы находиться в состоянии обольщения? 

Писание дает нам набор признаков, проанализировав которые, мы можем увидеть сигналы о том, что мы находимся в обольщении. Это словно мигающий указатель, который указывает нам на наше состояние. На основании Римлянам 1 главы и практики нашей жизни мы можем увидеть три основных степени духовного обольщения. Мы рассмотрим признаки, которые присущи каждой из этих степеней.

3 СТЕПЕНИ ДУХОВНОГО ОБОЛЬЩЕНИЯ

Если те признаки, которые мы сейчас будем перечислять есть в жизни христианина, но он не считает это проблемой, это не является причиной его покаяния, и он не прилагает конкретных усилий в борьбе с этими признаками – то это говорит о том, что он находится в состоянии духовного обольщения. Условно степени обольщения можно разделить на 3 уровня:

  1. искаженное поклонение
  2. искаженное мышление
  3. искаженное поведение

1. ИСКАЖЕННОЕ ПОКЛОНЕНИЕ

Первая степень духовного обольщения касается уровня поклонения и характеризуется следующими признаками:

1. Оставление первой любви

Если я давно смирился с тем, что «первая любовь» это забытое воспоминание из далекого прошлого, если я верю в то, что «первая любовь» не может длиться вечно и отсутствие первой любви — это норма моей духовной жизни, то мне присуща первая степень обольщения. Писание недвусмысленно осуждает «духовную теплость» (Откр.3:15-16). Писание описывает «первую любовь» как то, что я должен в себе возгревать и то, к чему я должен возвращаться, каждый раз, когда я отхожу от нее. (Откр. 2:4-5)

Суть любого греха, искушения и охлаждения состоит в обмане, что что-то может быть лучше и желанней, чем Христос. Джон Пайпер

Христос приглашает нас не просто к соблюдению правил, хорошим делам и посещению церкви, Он призывает нас к близкому, наполненному любовью,  общению с Ним. Это и есть исполнение первой заповеди.

2. Удовлетворение вне Бога

Что приносит мне наибольшую радость? Что по-настоящему дает мне удовлетворение? О чем бы я подумал, если бы меня попросили представить свой идеальный день? Фигурирует ли Бог в ответах на эти вопросы?

Если я нахожу удовлетворение вне Бога, что-то в моей жизни радует меня больше, чем Он, а я не вижу в этом проблемы и давно привык к такому положению дел, то это также первая степень обольщения.

Quote by Пол Трипп Этот тварный, материальный мир, со всеми его видами, звуками, местами, переживаниями и отношениями, не способен удовлетворить ваше сердце. Этот мир был создан Богом, чтобы служить одним огромным пальцем, указывающим на то единственное место, где ваше сердце может найти удовлетворение и покой. Ваше сердце успокоится только тогда, когда обретет покой в Боге и только в Нем.

— Пол Трипп

Если отсутствие первой любви и привычка моего сердца искать удовлетворение вне Бога давно стали для меня обыденными и привычными явлениями моей жизни – то это должно быть для меня сигналом о том, что лукавый усыпил мою бдительность и смог меня обмануть.

2. ИСКАЖЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Признаки второй степени обольщения касаются уровня мышления. В результате замены на уровне поклонения происходит замена истины на ложь и ложная ценность искажает мое восприятие.

Если наше мышление характеризуется мыслями, которые будут описаны ниже, то это верный признак духовного обольщения. Попытайтесь проанализировать, похожи ли эти мысли на то, что вы говорите сами себе?

1. Образ мышления, характеризующийся союзом «НО».

  • Я знаю, что ропот и недовольство – это грех, НО невозможно не роптать в таких обстоятельствах.
  • Я знаю, что мое отношение к ближним – это проекция моего отношения к Богу, НО с такими людьми невозможно строить отношения по-другому.
  • Я знаю, что Бог призывает меня с каждым годом становиться более похожим на Христа, НО у меня такой характер, и с ним уже ничего не поделаешь.
  • Я знаю, что смысл моей жизни в отношениях со Христом и расширении Его царства, НО суета, удовольствия, ритм этой земной жизни так захлестывают меня, что у меня нет времени толком молиться, пребывать в Слове и в общении с церковью, заниматься каким-то служением.

2. Образ мышления, характеризующийся сравнениями.

  • Да, у меня есть недостатки, ну а кто без греха?
  • На фоне большинства в церкви я еще очень порядочно выгляжу.
  • Если другие в церкви так поступают, то и я могу себе это позволить.

3. Псевдо-библейский образ мышления.

Это более сложная форма мышления, когда человек выдирает какие-то стихи Писания из библейского контекста и использует их для оправдания своих поступков.

  • Написано же, чтоб муж любил жену! Когда он будет меня любить, тогда и я буду его уважать!
  • Написано же, что Бог является справедливым! Вот и я отстаиваю справедливость!
  • Бог — есть Бог устройства и порядка! Если бы все соблюдали порядок, тогда и я бы не раздражался!

Если могу пронаблюдать в своём мышлении подобные мысли, то это признак того, что оно подверглось воздействию со стороны ценности, заменившей Христа в моем сердце. И это воздействие называется обольщение. Истинное же библейское мышление ведёт не к оправданию своего греха, а к его признанию греха, покаянию и стремлению избавиться от него.

3. ИСКАЖЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Третья степень обольщения – это когда замена поклонения в сердце и искаженное мышление приводят человека к греховному поведению и образу жизни. Мне присуща третья степень обольщения в следующих случаях:

1. Укоренившееся греховное поведение

  • Я регулярно делаю какой-то грех, но не предпринимаю никаких усилий, чтобы избавиться от него
  • В моей жизни регулярно проявляется греховная черта характера, но я ничего не делаю, чтобы реформировать свой характер в образ Христа
  • В моем сердце накапливаются обиды на моих ближних, но я не считаю нужным с  разбираться с этими обидами и каяться в них. Я ожидаю инициативы от противоположной стороны.

2. Губительная самоуверенность

  • Я не воспринимаю любую форму критики, считаю, что я всегда прав и мне не в чем меняться
  • Я игнорирую обличения братьев и сестер, пытаясь найти себе оправдание в их слабостях и грехах
  • Я пренебрегаю духовными авторитетами: не воспринимаю увещевания служителей, осознанно игнорирую Библейскую истину

Если в своей жизни я замечаю все эти или часть из этих признаков, то это большие указатели на то, что я нахожусь в наихудшей степени обольщения.

Чем дольше человек, находится в такой степени обольщения, тем ближе он приближается духовной грани. Переход через эту грань у каждого выглядит по-своему: депрессия, разочарование в церкви, в вере, в Боге, в Библии, конфликты, замкнутость, духовный надрыв, греховный образ жизни, зависимость, уход из церкви… Если вы сегодня чувствуете себя на грани — Бог в Своем Слово дает нам все необходимое, чтобы увидеть истинную суть обольщения и вырваться из него!

Если вы видите некоторые признаки обольщения в своей жизни, то знайте, что главная их причина кроется на уровне поклонения. Что-то стало вашему сердцу дороже, чем Христос. Эта ложная ценность перетянула на себя ту любовь, которая должна принадлежать Христу. Она исказила ваше мышление, научая вас оправдывать себя. Она изменила или непременно изменит вашу практическую христианскую жизнь, в которой будет все меньше и меньше места послушанию Богу.

Как выйти из духовного обольщения?

1. Искать Божьей оценки моей жизни

Начните молиться о том, чтобы Бог открыл ваши глаза на истинное состояние вашей души. Возьмите пост хотя бы на сутки, посвятите время уединенной молитве, просите Бога о том, чтобы Дух Святой разоблачил ложь в вашей жизни и показал вам суть библейской истины. Бог любит отвечать на такие молитвы.

2. Попросить ближних показать мне мое «слепое пятно»

Спросите у родственников, друзей, служителей над чем, по их мнению, Бог сейчас работает в вашей жизни, что является вашей самой слабой духовной стороной. Да, мнение окружающих бывает субъективным. Но когда несколько человек говорят вам об одной и той же проблеме, то можете быть уверены, что через ваших близких с вами говорит сам Бог.

3. Раскаяться перед Богом на уровне поклонения

Раскаяние на уровне поклонения подразумевает покаяние не только в поступках, но и в том, что Христос перестал быть смыслом вашей жизни, объектом вашей главной любви. Снова пригласите Христа на «трон вашего сердца».

4. Внимательно оценивать свою жизнь по признакам обольщения

Выработайте привычку проводить регулярный молитвенный анализ своей жизни по признакам обольщения. Просите у Бога мудрости, проницательности и водительства. Будьте честны с собой, не позволяйте ложной ценности преуменьшать значение плохих признаков или оправдывать их.

Итак, мы размышляли о духовном обольщении. Мы говорили о том, что это состояние похоже на рак, потому что ложная ценность подчиняет себе наше мышление и поведение так, что мы этого даже не замечаем.

И мы говорили о признаках обольщения, замечая которые мы можем вовремя среагировать на обольщение и нейтрализовать нападки сатаны и испорченность нашего сердца. Да благословит нас Бог особой чуткостью, мудростью и искренней любовью к Нему.