Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему мы часто застряем на каком-то этапе духовного роста на несколько лет, а может быть и десятилетий? Что на самом деле мешает Святому Духу нас взращивать и вести к зрелости?

БОЛЕЗНЬ ФАБРИ

Посмотрите на фотографию молодого человека перед вами. Это житель польского городка Олесницы, его зовут Томаш Надольски. Как вы думаете, сколько ему лет? На вид ему не дашь больше тринадцати. Однако на самом деле ему двадцать пять лет. Дело в том, что молодой человек страдает очень редким генетическим заболеванием – болезнью Фабри. Этот недуг официально зарегистрирован всего у тысячи человек по всему миру.

В организме поляка не хватает одного фермента, который занимается переработкой определенных жиров. Поэтому эти самые жиры скапливаются в сосудах и не дают возможности нормально развиваться. Из-за заболевания физическое развитие Томаша протекает очень медленно. Первые симптомы у Надольски проявились в семилетнем возрасте. Томаш рос очень худеньким и болезненным. В школе над ним все смеялись и дали прозвище «Узник концлагеря». Работать Томаш не может, поэтому живет на пособие государства.

ДУХОВНАЯ БОЛЕЗНЬ ФАБРИ

Заболевание Томаша – наглядная иллюстрация того, что может происходить в нашей духовной жизни. Как он застрял в теле подростка, так мы застряем в нашем духовном возрасте. Годы идут, но нас окружают одни и те же проблемы, мы боремся с одними и те же привычками. Духовное развитие практически не продвигается.

Что же является причиной духовной болезни Фабри?

Одна из ключевых причин задержки духовного развития – непослушание Божьей воле. Как у Надольски отсутствие одного фермента блокирует развитие всего тела, так в духовной жизни непослушание Божьей воле блокирует развитие всей нашей духовной жизни.

В чем же заключается наше непослушание?

Мне кажется, что в жизни многих из нас оно заключается в не правильном понимании духовного роста. Для многих христиан жизнь, угодная Богу, а также духовный рост по большей части ассоциируется с тем, что нужно что-то не делать.

Чтобы Бог был доволен моей жизнью, нужно:

  • Не совершать греховные поступки
  • Не позволять своему характеру проявляться греховно
  • Не делать чего-то того, что было бы откровенным непослушанием Писанию, служителям, церкви и т.п.

Мы чертим в своем воображении соляной круг и до тех пор, пока мы за него не выходим – мы убеждены, что Бог нами абсолютно доволен. Однако, в действительности большая часть духовного развития связана не с тем, что не нужно делать, а наоборот – с тем, что делать необходимо!

Мы хорошо научились вписываться в церковные границы морали и по большей части отказывать себе в том, что за них выходит: не пить, не курить, не ругаться матом, не обманывать, не изменять супругам.

Но вместе с тем, мышление «соляного круга», мышления «неделания» производит свой побочный эффект. Оно приучает нас легко игнорировать Божий голос, когда Он призывает нас что-то сделать.

Мы остаемся внутри этого круга – и правильно делаем, потому что Божья воля благая, угодная и совершенная. Но порой мы совершенно забываем, что Бог поместил нас в этот круг не просто для того, чтобы мы там пассивно стояли, а для того, чтобы мы исполнили свое предназначение, совершили служение, выполнили миссию.

Порой мы так сильно сосредоточены на послушании основным Божьим требованиям нравственности, что Божий призыв и голоса Святого Духа мы уже не считаем чем-то важным, а их игнорирование не считаем непослушанием.

Когда мы угашаем голоса Святого Духа, мы сами себе говорим: «Ну я ж не впал в тяжкий грех, я же не ушел из церкви, я же исполняю заповеди. А то, что Бог сегодня положил мне на сердце – это пусть подождет».

Если мы часто заглушаем голос Святого Духа, игнорируя Его призыв к каким-то решениям или действиям, то сами себя лишаем возможности расти и приходим в состояние духовной стагнации. Мы все реже и реже чувствуем обличение и побуждение к действию.

Духа не угашайте. (1Фесс.5:19)

Именно так мы становимся духовными Надольски — людьми, не способными расти. Я предлагаю сегодня посмотреть на три причины, почему мы позволяем себе игнорировать Божий призыв и голос Его Святого Духа. Когда я использую слово «призыв» – речь идет не только о служении, а о любой Божьей воле, донесенной нам через голос Святого Духа.

 1. Замещение Божьего призыва 

Духовный рост в чем-то очень похож на компьютерную игру. Смысл типичной компьютерной игры заключается в следующем – ты должен с одного уровня переходить на следующий. И в каждом уровне есть определенное задание, которые ты должен выполнить, чтобы пройти дальше. Ты должен собрать определенное количество монет, заработать такое-то количество очков, победить Босса, приехать первым в гонке и т.п. Ты переходишь на следующий уровень тогда, когда выполняешь задание текущего уровня.

Так вот у Бога для нас тоже всегда есть определенное задание для каждого этапа жизни, и Он открывает нам его через разные способы посредством Святого Духа. И каждый христианин чувствует побуждение Святого Духа и знает на что Он обращает внимание.

Но зачастую то, над чем хочет поработать Святой Дух является тем, чем мы очень дорожим, либо что требует больших усилий, чтобы с этим расстаться. И поэтому первый способ, как мы пытаемся уклониться от Божьего призыва – это заменить то, что хочет Бог на то, что по идее Ему тоже должно нравится. Мы заглушаем голос Святого Духа в той сфере, в которой Он нас обличает или призывает и с большой энергичностью хватаемся за другие вещи.

К примеру, Бог уже длительное время призывает серьезно разобраться с вопросами в моем характере. Но мы пытаемся договориться с Богом и как бы Ему говорим: «Давай вопросы характера пока отложим, зато в это время я буду активным в служении!»

Но проблема в том, что с Богом невозможно строговаться. Если ты послушен Богу во всем, кроме того, на что Он обращает внимание, то ты все равно не послушен. Бог всегда выбирает акцент Своей работы не случайно и обращает внимание на то, что на самом деле мешает дальнейшему росту и развитию. Хорошим примером принципиального Божьего отношения является храмовое служение во времена Ветхого Завета:

11 К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. 12 Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? 13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! 14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. 15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. 16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; 17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. (Ис.1:11-17)

Игнорируя голос Святого Духа и, пытаясь компенсировать непослушание активностью в других сферах, мы обманываем самих себя. Наш духовный рост прекращается, потому что мы не послушны Богу в том, над чем он трудится на нынешнем этапе духовного развития.

Вопросы для размышления
  • К чему Бог сегодня призывает меня?
  • Не пытаюсь ли я компенсировать свое непослушание Богу каким-то другим способом?

2. Недоверие Божьему призыву

Вторая причина, почему мы позволяем себе игнорировать Божий призыв – потому что исполнение этого призыва лежит за зоной нашего комфорта. С сфере бизнеса и саморазвития сегодня популярно такое понятие, как прокрастинация. Нежелание покидать свою зону комфорта и игнорирование Божьего призыва можно в каком-то смысле назвать «духовной прокрастинацией.»

Мысленно мы говорим Богу: «Да, Господи, я понимаю, что это Твоя воля! Это то, что мне нужно… но я пока не готов. Это слишком сложно. Сейчас не те обстоятельства».

В корне такой реакции лежит наше неверие. Мы привыкли ассоциировать веру с вопросом спасения. Но мы не часто вспоминаем о вере в вопросах нашего освящения. Когда Божий призыв упирается в логические объяснения, что это невозможно, то часто мы склонны полагать, что Бог ошибся. И у нас есть полное право проигнорировать Божий голос. Подумайте, что за последний месяц для вас было прыжком веры в вопросе послушания Богу? За последние 2 месяца?

Если вам сложно что-то вспомнить, то скорее всего вы игнорируете Божий призыв, всегда находя какие-то объяснения. Мы часто пытаемся объяснить Богу, почему Он поторопился с призывом или почему сейчас не самые подходящие обстоятельства. У вас есть такие диалоги с Богом?

Порой мы ожидаем от Бога, что Он должен изменить обстоятельства, которые нас не устраивают, прежде, чем мы приступим к исполнению Его воли.

«Господи, ну это же Ты меня призываешь! Позаботься о том, что мне ничего не мешало!»

В Писании мы часто читаем о подвигах веры, которые описаны очень кратко и буднично. Возможно, поэтому у нас возникает обманчивое впечатление, будто послушание Богу не подразумевает чего-то затратного или радикального, не подразумевает выход за зону комфорта.

1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; 2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; 3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. 4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. (Быт.12:1-4)

С виду эта история звучит очень просто. Бог пообещал Аврааму произвести новый народ, Авраам поверил и пошел. Точка.

Но Библия не описывает сколько внутренних сомнений, терзаний и переживаний было в сердце Авраама. Ур Халдейский был одним из крупнейших центров цивилизации. Уже довольно длительное время самой благополучной страной для проживания считается Норвегия. Так вот Авраам оставил Норвегию тех времен и поехал в пустыню, лишенную всех благ цивилизации.

Библия не описывает взгляд Сарры, когда она спросила у Авраама: «Куда? В пустыню? Ты не перегрелся?»  Библия не описывает, как соседи Авраама, видя, как он уходит из города хохотали ему в спину рассказывая друг другу причину его ухода: «Слышал? У Авраама голоса в голове! Вот он и пошел.»

Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. (Евр.11:8)

Или вспомните историю Ноя. Библия не описывает 120 лет насмешек над Ноем, который строил огромный корабль посреди материка и всем обещал природное явление, которого еще не существовало в природе. В Библии все просто:

И сделал Ной всё: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал. (Быт.6:22)

Лишь несколько тысяч лет спустя автор послания Евреям описывает духовную сторону послушания Ноя, говоря о вере, откровении и благоговении в его сердце:

Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере. (Евр.11:7)

Можно долго перечислять разных героев веры, которые следовали за Богом, вопреки логике, опыту, обстоятельствам и мнению людей. Но мы можем только догадываться, какой ценой далось им послушание Божьему призыву. У нас может складываться впечатление, что вера, проявленная в послушании Божьему призыву – это что-то простое, происходящее практически, само собой. Но это не так.

Порой мы настолько привыкаем к своей зоне комфорта и контролю над своей жизнью, что когда Бог зовет за границы этой зоны, то мы думаем, что либо Он поспешил, либо нам просто послышалось. Но Писание говорит о том, что мы не только спасаемся верой, но и угождаем ей Богу.

А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. (Евр.11:6)

Бог будет посылать нам такие обстоятельства, где нам нужна будет вера. Он будет воздавать тем, кто в вере будет искать Его лица и будет послушен Его призыву.

Quote by Давид Вилкерсон Вера – это то, что нельзя приобрести только силой своего воображения, или только простым повторением: я верю, я действительно верю… Нет, вера – это обязательство, которое мы берем на себя, обязательство слушаться Бога. Именно послушание является признаком веры.

— Давид Вилкерсон

Вопросы для размышления
  • Готов ли я слышать Божий голос, если он зовет меня за зону комфорта?
  • Достаточно ли Божьего характера и Его Слова для меня, чтобы поверить Ему?

3. Откладывание Божьего призыва

И последняя причина — это откладывание. Откладывание Божьего призыва — это когда мы говорим Богу: «Да, Господи! Это Твоя воля для моей жизни! Я понимаю, что должен это сделать и сделаю…, но завтра.»

Часто мы становимся заложниками подобных оправданий: «Сейчас, я разгребусь с острыми проблемами (учеба, работа, брак, воспитание, жилье и т.п.) и сразу начну заниматься Божьим делом!»

Но правда состоит в том, что тем больше времени проходит с момента, когда ты ясно услышал голос Святого Духа, тем меньше шансов у тебя исполнить его повеление. Соглашаясь с Божьим призывом, но откладывая его на завтра – ты все равно заглушаешь голос Святого Духа.

Quote by Джоэл Бики Отложенное послушание — это непослушание. Святость, отложенная на завтра,— это нечестие сегодня. Вера, отложенная на завтра,— это неверие сегодня.

— Джоэл Бики

 

Во-первых, мы подвергаем сомнению Божью мудрость, что Он лучше знает, когда послать нам побуждение Святого Духа. Во-вторых, побуждение — это особая Божья благодать и импульс для изменения, который затухает со временем. Чем больше мы его заглушаем, тем меньше у нас мотивации и внутренних сил для решения.

Если вы затягиваете принятие решения, значит вы уже приняли решение оставить все по-старому.

Вот почему «когда-нибудь» — это самообман. Если ты сейчас не послушен призыву, когда Бог тебя побуждает, ты тем более не станешь этого делать, после того, как заглушишь голос Святого Духа. Задача сатаны в момент побуждения удержать тебя от решения. Если ему это удалось, то  практически всегда он достигает своей цели.

Вот почему в каждой церкви полным-полно когда-нибудь миссионеров, когда-нибудь проповедников, когда-нибудь служителей, когда-нибудь благовестников, людей, когда-нибудь удовлетворенных своей духовной жизнью.

Все они стали жертвой банальной дьявольской уловки под названием «завтра». Единственная возможность избежать этой уловки – это в момент побуждения Святого Духа принять решение сегодня!

Вопросы для размышления
  • Откладываете ли вы исполнение Божьего призыва на завтра?
  • Как часто это «завтра» наступает в вашей жизни?

СИЛА РАДИКАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

Я уверен, что каждый из нас желает пережить духовный прорыв! Каждый желает перейти на следующий уровень зрелости и взаимоотношений с Богом, новый уровень схожести со Христом, новый уровень плодотворного служения! Где же мы начинаем буксовать и по какой причине переход на следующий уровень растягивается на долгие годы? Одна из главных проблем заключается в том, как в своей жизни мы реагируем на побуждение Святого Духа.

«Постепенно», «может быть» или «когда-нибудь» катастрофически плохо подходят в качестве отклика на Божий призыв. Полумеры производят негативный эффект вдвойне: они не только не достигают цели, но и дают нам ложное успокоение. Мы находим себе оправдание, почему мы не можем исполнить Божью волю и даже не считаем это непослушанием. В итоге, мы обманываем самих себя, даже не осознавая проблему. Такое отношение на длительное время приводит нас в духовный тупик, в котором не происходит роста. Вот почему единственным выходом из таких тупиков и единственной правильной реакцией на Божий призыв являются радикальные решения.

Радикальное решение – это когда я твердо для себя решаю быть послушным Богу, не смотря на ту цену, которую мне придется за это заплатить. Я не пытаюсь компенсировать непослушание в другой сфере, не ищу ему оправданий, не медлю с исполнением Божьей воли. Я верю в то, что Бог затрагивает ту сферу, в которой изменения нужны в первую очередь. Он говорит ко мне в нужное время. Он даст мне все необходимое для того, чтобы я мог исполнить Его волю. Он не разочарует меня, потому что послушание Ему принесет мне гораздо больше радости, чем исполнение любых моих эгоистичных желаний!

Одним из самых ярких примеров использования радикальных решений является Джонатан Эдвардс, пастор и богослов, живший в 18 веке. На протяжении всей своей жизни он превращал обличения и побуждения Святого Духа в радикальные решения. Сам Эдвардс называл их резолюциями. Каждая из таких резолюций начиналась со слова «решено». За свою жизнь он принял для себя 70 резолюций, еженедельно их перечитывал и принимал все усилия для того, чтобы их придерживаться. Например:

  • Решено не делать ничего, что побоялся бы сделать в последний час своей жизни.
  • Решено ни о ком не говорить плохо и не принижать ничью репутацию ни в малой степени, если только для этого нет по-настоящему веских причин.
  • Решено изучать Писание столь прилежно, последовательно и часто, чтобы для меня самого был очевиден мой рост в познании Слова Божьего.

Прочитать полную версию резолюций Джонатана Эдвардса

Эдвардс приучил себя не оправдываться перед Богом и не игнорировать Его голос, но принимать радикальные решения быть послушным голосу Святого Духа. Не удивительно, что Господь мощно использовал его служение для Своих целей. С проповедей Джонатана Эдвардса началось первое великое пробуждение в Новой Англии в 1734 году, когда сотни людей пришли к покаянию. Также он нес пасторское служение, был президентом библейского колледжа и написал несколько богословских трудов, которые и по сей день считаются классическими.

Радикальные решения ради Господа – обладают невероятной силой и всегда являются поворотными моментами в жизни, которые помогают нам выйти из тупика и перейти на новый духовный уровень. Именно с радикальных решений начинается новая весна в отношениях с Богом, возвращение к некогда утерянной «первой любви»!

Сегодня Господь дает простой и ясный ответ каждому, кто чувствует, что он застрял в своем духовном развитии. И этот ответ заключается в следующем: «Ты не растешь, потому что угашаешь голос Святого Духа. Покайся в этом и прими радикальное решение быть послушным в том, к чему Бог тебя призывает.»

В конце концов, любой духовный этап, и тем более застой заканчивается радикальным решением. Бог настолько любит Своих детей, что не позволит им находится в духовной стагнации всю жизнь. Вопрос не в том, будет ли в вашей жизни радикальное решение или нет. Вопрос в том, кто примет это радикальное решение: вы или Бог?

Quote by Клайв Льюис Бог обращается к человеку шепотом Любви, а если он не услышан — то голосом Совести. Если человек не слышит голоса совести — то Бог обращается через рупор страданий.

— Клайв Льюис

Вопросы для размышления
  • К чему Богу уже давно призывает вас?
  • Над чем Он желает поработать в первую очередь?
  • Какого решения Он ожидает от вас?

Да благословит нас Бог увидеть силу своевременного и полного послушания Богу в том, к чему Он нас призывает и радость от того плода, которое это послушание приносит!