В Ветхом Завете мы читаем немалое количество описаний довольно жестоких событий. В некоторых из них главным действующим лицом выступает Бог. Достаточно вспомнить лишь несколько эпизодов Ветхого Завета:
- Всемирный потоп (Бытие 6-8 главы)
- Содом и Гомора (Бытие 19 глава)
- Камни с неба (И. Навин 10:11)
- Войны израильтян с языческими народами и т.п.
У многих людей возникает вопрос: «Почему любящий Бог наказывал людей смертью?» Очень часто этот вопрос остается так и не отвеченными. Писание говорит о том, что Божьи мысли и мотивы выходят за границы наших интеллектуальных возможностей (Ис.55:8-9), поэтому мы не в силах до конца объяснить Бога и «разобрать Его по запчастям». Тем не менее, в Библии мы можем найти несколько ясных причин, которые побуждали Бога действовать именно таким образом.
1. Поклонение бесам
Первая причина заключается в том, что в Ветхом Завете были особенно распространены языческие культы, за которыми стоят демонические силы. Бог создал человека для отношений с Собой, но дьявол обманом разрушил эти отношения в Эдемском саду. После грехопадения сатана продолжил уводить людей все дальше и дальше от Бога, развивая свою коварную работу среди всех языческих народов.
Поклонение бесам приводило к тому, что люди все больше и больше искажали образ Божий в себе и нравственно деградировали ниже уровня животных. Одним из самых ярких проявлений такой деградации были жертвоприношения языческим божествам собственных детей.
Нас шокирует наказание, которое посылал Бог на языческие народы. Однако, если мы осмыслим, что из себя представляла повседневная жизнь этих народов, то это должно нас шокировать еще больше. Представьте, что по соседству с вами живет молодая семья, в которой в один прекрасный день забеременела девушка. А через девять месяцев эта девушка и ее муж пошли в храм и сожгли своего ребенка в огне, принеся его в жертву, ради благополучия в житейских делах. Однако, самое страшное то, что это было нормой для целых народов и не вызывало никакого общественного осуждения. Поклонение бесам привело не только к жертвоприношению детей, но и других последствиям моральной деградации.
2. Развращенность языческих народов
Вторая причина, побудившая Бога наказывать языческие народы смертью — это их сексуальная развращенность. Языческие культы не только разрешали, но и поощряли любое сексуальное извращение, превращая его в акт поклонения языческому божеству. Практиковалась не только храмовая проституция, но и любые самые разнообразные формы секса вне брака, включая инцест, гомосексуализм и скотоложество. Наиболее подробное описание того, как это выражалось мы можем найти в книге Левит 18 глава.
Скорее всего, жертвоприношение детей во многом было связано с тем сексуальным безумием, которое происходило в языческих народах. В те времена не было средств контрацепции и процедуры абортов, поэтому женщины часто имели нежелательную беременность. А после родов без особого сожаления приносили своих детей в жертву языческим богам ради благословений.
В чем выражалась развращенность языческих народов:
- супружеская неверность
- храмовая проституция
- всевозможные вариации инцеста
- гомосексуализм
- скотоложество
3. Жестокость языческих народов
В Ветхом Завете мы также читаем о невероятной жестокости языческих народов. Многие дополнительные факты также мы можем почерпнуть из исторических исследований их жизни.
Перед потопом Бог увидел, что разврат и злость захватили сердца всех людей и они уже не в состоянии поступать по другому.
В чем выражалась жестокость языческих народов:
- массовый геноцид окружающих народов
- вероломное предательство ближайших союзников и родственников
- массовые казни и издевательские пытки для устрашения других народов
- трудовое и сексуальное рабство и работорговля
4. Нежелание раскаяться во грехах
Главная проблема языческих народов состояла не в тотальной развращенности, не в животной жестокости, не в обезображивании Божьего образа в себе и даже не поклонении бесовским культам. Главная проблема заключалась в том, что такой образ жизни им нравился и у них не было не малейшего желания от него отказываться.
Бог проявлял удивительное долготерпение по отношению к языческим народам. Он никогда не наказывал народы столь жестким наказанием, как уничтожение сразу после их отступления. Бог всегда давал людям время одуматься и вернуться к послушанию. В 15 главе Бытие Моисей описывает диалог Авраама с Богом. Бог говорит о том, что Аморреи живут нечестивой жизнью, но Он будет ожидать их покаяния еще 4 поколения до того, как их наказать.
В истории о Содоме и Гоморе Авраам упрашивает Бог не наказывать эти города, если там найдется хотя бы 50 праведников. Бог соглашается, но Авраам постепенно продолжает опускать эту планку до десяти.
Но и десяти праведников в двух городах не нашлось. Все население Содома и Гоморы, кроме Лота и его семьи было безнадежно испорчено.
Но Бог не только пассивно ждал, когда произойдет чудо и люди, погрязшие во грехе вдруг перестанут его любить, но и активно обличал, увещевал и даже угрожал наказанием языческим народам через своих пророков.
Самый яркий пример обращения к языческому народу мы находим в книге пророка Ионы. Бог послал его в город Неневию, который славился своей жестокостью и потому Иона ненавидел неневитян. Пророк три дня проповедовал о грядущем разрушении Неневии, если они не покаяться. К счастью для неневитян, они избежали участи Содома и Гоморы и прочих языческих народов, так как обратились к Богу. Но самое примечательное в этой истории то, как Иона описывает сердце Бога по отношению к язычникам.
Самая большая проблема языческих народов была не в их грехах, а в отсутствии покаяния в этих грехах. Божье долготерпение и милосердие они расценивали как слабость и попустительство.
Во время своего земного служения Христос выгнал всех животных из внешнего двора храма, а также ростовщиков, устроивших там рынок. Причина такого поведения была не столько в том, что первосвященники наживались на огромных наценках на продаже в храме, а в том, что внешний двор был местом, куда мог прийти помолиться каждый язычник. Иисус был возмущен тем, что место молитвы для язычников было превращено в базар. Таким образом мы видим и в Новом Завете подтверждение того, что Бог всегда желал покаяния и спасения языческих народов.
5. Милость по отношению к другим народам
Последняя причина, по которой Бог наказывал некоторые языческие народы смертью — это милость по отношению к тем народам, против которых они грешили. Даже с гуманистической точки зрения уничтожить одного человека, который уже убил и потенциально еще убьет десятки и сотни других будет меньшим злом, чем оставить его в живых. Именно на таком принципе работает правовая система во многих странах. Конечно, современная цивилизация дает нам возможность ограничить свободу этих людей и оставлять их вне общества до конца их жизни. Однако во времена Ветхого Завета не было таких учреждений, как тюрьмы.
Но что необходимо было сделать, если речь шла о целом народе? Думаю, мало кто возмущается из-за того, что Бог позволил Красной Армии уничтожить немецко-фашистские войска во время второй мировой войны. Погибло много немецких солдат, но если бы этого не произошло, то несправедливо погибло бы гораздо большее количество мирных народов.
В Священном Писании мы видим, что Бог руководствуется похожей логикой. Он слышал молитвы угнетенных и реагировал на них наказанием народов, которые грешили против своего окружения.
Еще один пример Божьего справедливого наказания мы можем прочитать в книге Судей, когда израильский народ воевал с языческими народами:
Итак, мы можем увидеть, что радикальное Божье наказание в виде уничтожения настигало те народы, жизнь которых была намного хуже самого наказания. Они участвовали в отвратительных бесовских культах, имели аморальные социальные нормы, были невероятно жестоки, сеяли смерть и страдания вокруг себя, десятками лет злоупотребляли Божьим долготерпением и не желали покаяться в своих грехах.
Эти истории из Ветхого Завета показывают, что Божье долготерпение велико, но все же не безгранично. Книга Откровение описывает конец времен, когда время Божьей милости будет окончено и будет произведен суд на каждым человеком.
Бог долготерпит и не спешит карать виновного. Он дает возможность человеку остановится во грехе и исправить свой путь. Каждого человека Бог приглашает прийти к нему с покаянием и верой, получив спасение через Господа Иисуса Христа.