Вы слышали о таком понятии, как «профессиональные заболевания»? Это хронические болезни, которые возникают у человека в результате длительного нахождения в специфичных условиях. Например, у людей работающих в местах с повышенным уровнем пыли возникает хронический пылевой бронхит. У работников химических и металлургических заводов возникает хронический токсический бронхит и пневмосклероз. У профессиональных водолазов возникает кессонная болезнь.

Так вот, в церкви тоже существует такая профессиональная и хроническая болезнь. Эта болезнь — одна из главных причин почему зрелые члены церкви становятся закостенелыми скептиками, потерявшими первую любовь. Это одна из главных причин почему люди, бывшие в церкви уходят из нее с полным разочарованием в вере. Это одна из главных причин, почему люди, появившись на пороге церкви, уходят и никогда не возвращаются. Эта болезнь – лицемерие.

О том, что в церкви много лицемерия можно услышать по обе стороны баррикад: и от самих верующих, и от тех, кто сторонится церкви. И самое болезненное во всем этом не сами обвинения, а то, что зачастую они являются во многом справедливыми.

Казалось бы, для верующих людей не должны быть свойственны такие качества как лицемерие. Но на самом деле, сама церковная жизнь зачастую становится благоприятной средой для его распространения. Как антисанитария — это благоприятная среда для распространения бактерий или инфекционных заболеваний, так и в церкви может существовать благоприятная среда для развития лицемерия. В Писании мы видим, что среди Божьих людей это также могло происходить:

ибо и пророк и священник — лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь. (Иер.23:11)

И сегодня мы постараемся разобраться в том, что такое лицемерие, как оно выглядит, каковы причины его возникновения и как не стать лицемером.     

1. ЧТО ТАКОЕ ЛИЦЕМЕРИЕ?

Лицемерие – это несоответствие слов и поступков человека его истинным чувствам, убеждениям, намерениям. Это когда я говорю, веду себя, поступаю не так, как на самом деле думаю или чувствую.

Когда мы слышим слово «лицемер», в голове рисуется образ очень не привлекательного человека. Чаще всего нам на ум приходят следующие прилагательные, описывающие характера такого человека: лукавый, малодушный, меркантильный, лживый, двуличный.

Думаю, каждый из вас сталкивался с таким типом людей, которые действуют по-разному в зависимости от обстановки, что называется – «держат нос по ветру». Когда  им от вас что-то необходимо – они улыбаются и говорят мягким голосом, а когда они становятся хозяевами положения, то их поведение резко меняется, они начинают вести себя по-царски, зачастую по-хамски.

Конечно же, в церкви не часто встретишь таких людей, а если встретишь, то возникнет вопрос об истинном возрождении такого человека. Однако, церковное лицемерие имеет несколько другие очертания и остается одной из самых острых проблем в христианстве. Что же является благоприятной средой в церкви для распространения лицемерия и как оно выглядит?

2. БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ ЛИЦЕМЕРИЯ

Прежде всего, благоприятной средой для распространения лицемерия является закон. Вспомните, кого Библия чаще всего называет лицемерами?

В Библии фарисеи являются самым ярким образом лицемера. Главное обвинение Христа в их адрес заключалось в том, что они исполняли внешний обрядовый закон и не выполняли главные заповеди:

Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. (Мар.7:5-8)

Евангелист Марк описывает один из острых диалогов Христа с фарисеями. Иисус подчеркивает важную мысль: внешнее исполнение закона без соответствующего состояния сердца — это лицемерие в глазах Бога.

И говорил им: отменять заповедь Божию, чтобы предание ваше соблюсти, это вы умеете, Моисей, ведь, сказал: «Почитай отца твоего и матерь твою»; и: «Злословящий отца или мать смертью да умрет». Вы же говорите: если скажет человек отцу или матери: „корван (то есть дар) то, чем бы ты от меня воспользовался», — вы позволяете ему уже ничего не делать для отца или матери, отменяя слово Божие преданием вашим, которое через вас же и идет. И много подобного в этом роде вы делаете. (Мар.7:9-13)

В первые века у людей не было пенсий, как у нас сегодня. И дети всегда досматривали родителей, обеспечивая их, когда они уже были не способны трудиться. Однако, фарисей придумали хитрую систему, в которой дети могли отдавать в качестве пожертвования в храм все, что они должны были потратить на заботу о родителях. В итоге, служители храма обогащались на этих пожертвованиях, а родители оставались без пропитания.

Конечно, же Богу были не угодны подобные пожертвования. Они шли в прямое противоречие с двумя заповедями. Фарисеи заботились о внешних традициях, но вместе с тем были поглощены эгоизмом и жаждой обогащения, не имея не малейшего сострадания к окружающим людям.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. (Матф.23:14)

Иисус разоблачил жадную, бессовестную практику фарисеев и книжников. Они часто служили устроителями имущества вдов. Это давало им возможность убедить отчаявшихся от горя женщин, что они будут служить Богу, поддерживая материально храм или «святой» труд самих фарисеев и книжников. И в том, и в другом случае они извлекали материальную выгоду и ловко лишали вдову наследства ее мужа.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. (Матф.23:23-28)

Согласитесь, Христос использует довольно жесткие слова. Это одни из самых жестких слов в Писании и направлены они против лицемеров. Мы видим, что показная вера вызывала гнев у Христа больше, чем что-либо другое.

3. ПРИЧИНЫ ЛИЦЕМЕРИЯ

Возможно, вы скажете: «Да, фарисеи были лицемерами, но как это относится к нам сегодня?» В любой церкви есть опасность скатиться к механическому исполнению внешних предписаний и забыть о самых главных заповедях: возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего. Однако, чаще всего лицемерие в христианах возникает во взаимоотношениях. Именно эту сферу я хотел бы затронуть. Мы постоянно общаемся с другими людьми в церкви и за ее пределами. И поскольку мы грешники – у нас случаются разногласия или даже конфликты. И вот именно здесь, у нас христиан, появляется соблазн для лицемерия.

Давайте рассмотрим типичный пример. Представьте себе, что вы общаетесь с каким-то человеком в церкви. И в процессе общения он сказал или сделал что-то неприятное, и это вас задело. Но вы не стали ему об этом говорить и просто промолчали.

Казалось бы, ничего особенного не произошло. Но на сердце остался неприятный осадок. И когда в следующий раз вы видите этого человека, то  в вашем мозгу возникает дилемма: с одной стороны, этот человек вас расстроил и вы не хотите с ним общаться, с другой стороны по-христиански вы должны прощать и относится к нему, как к ближнему.

В итоге, под воздействием христианской морали, вопреки своим естественным желаниям не иметь ничего общего с этим человеком, вы ведете себя так, как будто ничего не произошло. Вы улыбаетесь, общаетесь, ведете себя как обычно.

Почему же я так делаю? Потому что я считаю, что таким образом я исполняю Божью заповедь «возлюбить ближнего». Да, этот человек не вызывает у меня ничего, кроме раздражения, но я не должен позволить греху вырваться из моего сердца, и за счет силы своей воли я поступаю по-христиански. По крайней мере я думаю, что это по-христиански.

Знаете, что я делаю в этот момент на самом деле? Я играю. Я играю роль добропорядочного христианина. А знаете, как дословно переводится с греческого слово, которое в русском переводе Библии означает «лицемер»? Это слово переводится как «актер».

Вначале это слово просто означало актера. Потом оно стало означать актера в худшем смысле этого слова — прикидывающегося, разыгрывающегося из себя; того, кто исполняет роль; того, кто носит маску, чтобы скрыть свои подлинные чувства; кто разыгрывает показное, тогда как в уме и на душе у него совсем другое.

Главная проблема лицемерия и во времена фарисеев и в наши дни состоит в том, что оно имеет с виду самые благочестивые мотивы:

«Подождите…! Разве плохо, что я продолжаю общаться с этим человеком, вместо того, чтобы осыпать его проклятиями и раздражаться на него? Ну разве плохо, что я стараюсь относится к нему, как к ближнему? Разве плохо, что я стараюсь руководствоваться библейскими принципами и проявлять любовь?»

Плохо то, что я стараюсь и все же этого не делаю. Я прилагаю усилие воли, и все же, в глубине своего сердца, я не достигаю результата. Именно в этот момент мы и можем стать лицемерами.

Может быть вы скажете: «Я хотел бы легко прощать и забывать, но у меня не получается. Эта боль, этот осадок – я не могу так быстро все забыть. Это постоянно крутиться у меня в голове, как только я вижу этого человека.»

Возможно, эта мысль вас приведет в замешательство, но реальность состоит в том, что Господь знает, что вы действительно не можете этого сделать. Более того, Он не ожидает, что вы сможете это сделать. Бог повелевает нам поступать определенным образом и все же прекрасно знает, что мы на это не способны.

Наш грех лицемерия перед Богом состоит в не в том, что мы сознательно кого-то обманываем и лукавим, ища своей выгоды. И даже не в том, что мы изображаем то, что должны иметь на самом деле в глубине нашего сердца. Наш грех лицемерия состоит в том, что мы часто хотим исповедовать «христианство без Христа».

Лицемерие начинается тогда, когда в моей жизни происходит какой-то конфликт или трудность, я принимаю волевое решение внешне вести себя по-христиански, пренебрегая тем, что в моем сердце полностью противоположная реакция.

Бог ставит меня определенные условия, чтобы я разочаровался в своих силах, чтобы я начал нуждаться в Нем, чтобы я искал благодати у Его ног, чтобы я мог духовно вырасти и измениться в какой-то черте своего характера, но вместо этого я предпочитаю не достигнуть ожидаемого Богом результата, а просто изобразить Его.

Вместо того, чтобы взывать ко Христу в молитве, углубляться в Евангелие, поститься об произошедшей ситуации, проповедовать библейскую истину своей душе и приложить все усилия, чтобы Божья благодать навела порядок в моем сердце, я выбираю более простой путь — просто сыграть роль благочестивого христианина.

Так вот, когда такая актерская игра становится привычкой христианина – это постепенно убивает живую веру в нем самом и во всех, кто его окружает: будь то зрелый христианин или не церковный человек, потому что невозможно скрыть эту фальшь. Какими бы актерскими данными мы не обладали, рано или поздно люди вокруг нас начинают ее чувствовать. В итоге, главная проблема даже не в том, что мы обманываем окружающих, а в том, что мы обманываем самих себя.

Мы думаем, что изо всех сил стараемся жить по-христиански, а на самом деле делаем то, что вызывало у Христа самую негативную реакцию. Представьте, что бы вы почувствовали, если бы Христос обратился лично к вам, со словами:

Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; 

Конечно, это бы нас расстроило и огорчило. Но, возможно, именно это, как никогда лучше, помогло бы нам понять другие слова Христа, записанные в 15 главе Евангелия от Иоанна:

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. (Иоан.15:5)

«Без Меня не можете делать ничего». Под слово «ничего» можете подставить любое действие: прощать, любить, служить, отвергать себя, покрывать, творить дела милосердия и т.п. Ничего, что не было бы омрачено нашим эгоизмом и было бы угодно Отцу Небесному.

Религиозное лицемерие состоит в том, что христианин имитирует образ Христа, а не растет в подражании Ему.

4. КАК НЕ СТАТЬ ЛИЦЕМЕРОМ?

Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца (1Пет.1:22 )

Апостол Петр говорит о том, что наша душа нуждается в очищении для того, чтобы наша любовь не была лицемерной. Как сделать это очищение?

1. Раскаяться в лицемерии

Если вы понимаете, что в вашей жизни есть моменты, когда вы пытаетесь быть христианами своими силами без Иисуса Христа, когда вы изображаете то, что должно быть на самом деле внутри, думая, что так вы исполняете Божьи заповеди, то прежде всего вам необходимо попросить у Господа прощение за то, что Он не правил в вашем сердце в эти моменты.

2. Разобраться с нерешенными конфликтами и обидами

Разрешите те вопросы, которые провоцировали вас на лицемерие. Если вас кто-то задел или обидел – попросите у Господа силы, чтобы простить, поразмыслите вновь о Евангелии и том, какую огромную вину Господь простил вам. Если простить не получается – тогда вам необходимо поговорить с этим человеком. Честно расскажите ему о том, что вас огорчило. Если речь идет о грехе, то с любовью обличите вашего ближнего.

3. Нуждаться во Христе во время искушений

Признайте и регулярно напоминайте себе истину о том, что в вас самих нет достаточно сил, чтобы жить жизнью, угодной Богу. Эти силы есть только в тесном союзе с Иисусом Христом. Приучите себя в моменты искушений молитвенно обращаться ко Христу и истинам Божьего Слова. 

4. Подражать образу Христа, а не имитировать его.

В трудностях и испытаниях не довольствуйтесь формальным исполнением Божьей воли. Воспринимайте происходящее, как часть Божьего замысла по работе с вашим характером. Молитвенно задайте Богу вопрос: «Господи, чему Ты меня учишь через эту ситуацию? В чем я должен стать более похожим на Христа?» Уповайте на силу Святого Духа, который делает нас способными подражать образу Христа.

В любом обществе, где есть определенные правила поведения всегда будет соблазн скатиться к формализму и лицемерию. И церковь в этом отношении не является исключением. Но да благословит нас Бог в церкви видеть не правила, а Личность живого Бога и Его благую, угодную и совершенную волю. А в трудностях  видеть не очередную «головную боль», а Божий замысел для нашего преображения в образ Христа!