Каждый из нас стремиться к тому, что приносит ему ощущение удовольствия и блаженства. Моменты блаженства глубоко отпечатываются в нашем сознании не только на эмоциональном, но даже на химическом уровне. В нашем организме существует целый список веществ, которые помогают нам почувствовать удовольствие: дофамин, серотонин, адреналин, эндорфин и т.д. В жизни есть большое разнообразие того, что может заставлять наш организм бурлить гормонами счастья: общение, еда, отдых, поездки, музыка, развлечения, отношения, внимание, уважение и т.д.

Мы инстинктивно стараемся всегда вернутся к тому, что заставило нас пережить чувство удовлетворения. Понравившееся блюдо будет вызывать у нас аппетит и желание вновь ощутить его вкус. Приятная и запоминающаяся поездка на отдых будет вызывать у нас желание вновь отправиться в отпуск. Победа в каком-либо соревновании будет стимулировать нас продолжать тренироваться, чтобы снова ощутить радость триумфа.

БЛАЖЕНСТВО ПРИНЯТИЯ

Однако, если посмотреть на эти удовольствия духовными глазами, то мы увидим, что большую их часть Писание определяет в одну категорию. Ее можно назвать – блаженство принятия.

Нам приятно что-то получать, принимать, испытывать, ощущать. Такой порядок вещей является частью Божьего замысла — именно Он устроил нас подобным образом. Да и сам Бог радуется и получает удовлетворение, принимая нашу искреннюю любовь, благодарность, послушание и прославление Его имени.

БЛАЖЕНСТВО ОТДАЧИ

Однако, Христос выводит удивительную формулу, которая чисто по-человечески нам не кажется логичной:

БЛАЖЕНСТВО ОТДАЧИ > БЛАЖЕНСТВО ПРИНЯТИЯ

Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать». (Деян.20:35)

Христос как бы говорит: «Когда вы что-то отдаете, расточаете, жертвуете ради Бога и ближнего – это гораздо большее духовное удовольствие, чем то, которое вы получаете принимая. Блаженнее давать, нежели принимать.» В теории это звучит красиво и альтруистично, но почему-то на практике чаще всего мы чувствуем нечто противоположное.

Почему нам часто нужно усилием воли заставлять себя нести служение или жертвовать чем-то ради церкви или ближних? Почему при этом мы не ощущаем блаженства отдачи, но чувствуем, что наступаем на горло собственной песне? Чувствуем себя ущемленным, обделенным, неудовлетворенным?

К примеру, мне очень хочется провести вечер на природе с шашлыками в окружении друзей, но именно сегодня мне нужно быть в церкви на каком-то служении. Или мне очень хочется отдохнуть и собраться с мыслями в конце недели, но именно сегодня сосед просит ему помочь. Или я пришел с работы уставшим и хочу иметь заслуженный отдых, но моей семье срочно нужна какая-то помощь. Вместо отдыха я должен стоять в фартуке перед раковиной и возиться с грязной посудой.

Если следовать логике Христа, то именно в такие моменты нас должна накрывать волна такого блаженства, которое мы не можем испытать даже когда пытаемся найти его в удовлетворении своих желаний. Но, стоя перед раковиной, по локоть в грязной пене обычно я не испытываю ничего, что можно было бы назвать блаженством.

Возникает дилемма: либо принцип, заложенный Христом не универсален, либо это просто красивая метафора, либо мы чего-то не понимаем. Где же во всех этих ситуациях блаженство отдачи? Куда оно от нас прячется и где его нужно искать? Вместе с вами я хочу поразмышлять о двух препятствиях, которые мешают нам испытывать «блаженство отдачи».

ПРИРОДА БЛАЖЕНСТВА ОТДАЧИ

Прежде, чем мы приступим к размышлению о двух препятствиях, необходимо понять природу блаженства отдачи. На самом деле, нет ничего удивительного в том, что для нас более естественно испытывать желание что-то получать, чем отдавать. Именно так устроена наша ветхая природа, которая сосредоточена на себе с момента грехопадения. Наша плоть всегда будет хотеть противоположного Духу.

ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. (Гал.5:17)

В жизни возрожденного христианина это противостояние никогда не закончиться. Греховная плоть в нас настолько живучая, что ее невозможно полностью победить. Ее можно только ослабить. Действие ветхой природы можно сравнить с хронической болезнью, которую невозможно вылечить полностью, как гипертония или диабет. Все, что вы можете делать — это ослаблять симптомы болезни и не позволять ей развиваться дальше. И если не заниматься ослаблением симптомов, то болезнь неизбежно возвратиться с новой силой.

Тоже самое происходит с нашей плотью — как только мы перестаем ослаблять ее, как только пускаем наше духовное состояние на самотек — плоть  набирает силу и снова проявляет себя в нашей жизни. Поэтому такого духовного блаженства, в котором есть полное расслабление и отсутствует какая-либо борьба  просто не существует.

В нашем понимании блаженство часто ассоциируется с чем-то вроде нирваны, неким безмятежным состоянием комфорта, удовольствия, расслабления, без какой-либо борьба и усилий. У большинства из нас при слово «блаженство», возникает примерно такая картина: шезлонг с зонтиком, прохладительный напиток рядом на столике, песчаный остров с лазурным океаническим пляжем. Однако, такое блаженство не отражает сути блаженства отдачи. Более того, оно является невероятно хрупким, целиком зависит от внешних обстоятельств.

ХРУПКОСТЬ ЗЕМНОГО БЛАЖЕНСТВА

Однажды мы с женой поехали в отпуск. Мы решили проехаться по побережью Черного моря, отдыхая в разных местах. В одном из мест мы нашли миниатюрный пляж с береговой полосой около 6 метров, окруженный скалами со всех сторон. Это было очень романтическое место, предназначенное только для двоих. На этот пляж невозможно попасть по суше. Мы доплыли туда по морю, заняли его раньше всех и начали наслаждаться.

Но наслаждение длилось не долго. Через 10 минут на наш пляж приплыла моторная лодка с парой, которая также рассчитывала занять это место. Через какое-то время они уплыли, но вслед за ними приплыли 2 каяка с огромной и шумной толпой, которые тоже рассчитывали, что пляж будет свободен. Еще час нашего безмятежного блаженства был потерян. В тот момент я подумал о том, как легко нарушить земное блаженство даже в таком идеальном месте. Слишком много факторов, от которых оно зависит: в тени утром может быть слишком холодно, в обед тени нет и становится слишком жарко, вода в море может быть грязной или слишком холодной, да и сама погода в любой момент может испортиться и все блаженство на этом закончится.

К счастью, мы не испытали всех возможных негативных факторов и провели прекрасное время вдвоем. Но это было хорошим примером хрупкости земного блаженства, которое всегда будет нарушаться какими-то обстоятельствами, а порой и нашим собственным недовольством, потому что в глубине души мы ощущаем, что любого блаженства принятия для нас не достаточно.

Но Писание во многих местах говорит о совсем другом блаженстве: с одной стороны, оно приходит не в момент полного расслабления, а посреди определенных трудностей, а иногда даже скорбей. Но с другой стороны – это блаженство настолько глубокое, что не зависит от окружающих жизненных обстоятельств и они не в силах его омрачить.

Мы можем вспомнить заповеди блаженства Христа в Нагорной проповеди, призыв апостола Иакова с радостью принимать испытания, призыв апостола Петра радоваться посреди скорбей, пример апостола Павла, который радовался возможности пострадать за Христа.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Матф.5:10-12)
Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. (1Пет.3:14)

Именно атмосфера труда,  страданий, трудностей, жертвенности служит лучшим фоном для понимания глубины этого блаженства. Как черный бархат подчеркивает красоту алмаза, так и страдания и различные трудности подчеркивают глубину и силу блаженства отдачи.

Испытывая блаженство отдачи, мы не находимся в зоне комфорта, мы отрываем что-то от себя, мы чем-то жертвуем. Однако, в этом мы можем найти блаженство, которое компенсирует и даже перекрывает все наши потери.

1. БОРЬБА ЖЕЛАНИЙ

Так что же нам мешает получать блаженство отдачи? Первое – это отсутствие ясного понимания, как функционирует наше сердце после рождения свыше.

Как возрожденные люди, мы должны понимать важный принцип: в процессе духовной борьбы наша цель не заключается в том, чтобы просто подавлять в себе плотские желания и усилием воли заставлять себя делать то, что нам на самом деле не хочется. Возможно, мы представляем процесс послушания Богу следующим образом: есть мое лукавое испорченное сердце с плотскими желаниями того, что Богу не угодно. Поэтому я ДОЛЖЕН ЗАПРЕТИТЬ СВОЁ ЖЕЛАНИЕ, отказаться от него, ограничить его, не позволить ему вырваться наружу и заставить себя сделать то, что правильно.

Однако, когда мы представляем себе процесс освящения именно таким образом, то неотвратимо приближаем себя к одному из четырех неизбежных последствий.

4 ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЛЕВЫХ ЗАПРЕТОВ:

1. СРЫВ. Очень часто, после некоторого времени волевых запретов, человек срывается и погружается с головой в то, чего ему так сильно хочется. Это можно сравнить с накапливающимся давлением в емкости. Если давление никуда не уходит, емкость ждет неизбежный взрыв. Так и сердце зачастую человека не способно длительное время просто сдерживать свои желания.

2. ЗАМЕНА. Человек может не сдерживать, а заменить одно сильное эгоистичное желание на другое. К примеру, раньше человек имел привычку справляться со стрессом с помощью алкоголя, так как он помогал ему забыться. Но, приняв решение не пить, человек может поменять алкоголь на сериалы и теперь с их помощью достигать того же результата. Бог посылает обстоятельства в жизнь человека, чтобы он научился доверять Ему, вместе с Ним преодолевать стресс, больше искал Его лица, вырабатывал терпение и стойкость, но человек может игнорировать Божью работу, заменив греховный способ ухода от ответственности на более легальный. В итоге, форма эгоистичного желания меняется, но идолопоклонническая сила остается и развивается дальше.

3. ЗАВИСТЬ. Человек, который вынужденно отказывает себе в том, чего хочет на протяжении долгого времени начинает завидовать тем, кто не делает того же, что и он. Ему становится обидно, в его сердце поселяется чувство несправедливости из-за того, что окружающие люди могут себе позволить то, чего он себе позволить не может или не делают то, что делает он. Не находя радости и смысла в своем послушании, человек будет позволять чувству зависти порождать в сердце сплетни, злоречие, горечь и разочарование.

4. ОСУЖДЕНИЕ. Человек с сильным характером, умеющий решать вопросы борьбы со грехом волевыми усилиями, может начать превозносится над теми, у кого это получается хуже, чем у него. Он всегда будет задаваться вопросом: «Если я могу делать правильный выбор, то почему другие не могут?» Успех собственных волевых усилий в освящении будет неизбежно подпитывать гордыню человека. Вместо того, чтобы оказать мудрую помощь ближним по возрастанию в зрелости, у такого человека всегда будет соблазн осуждать, критиковать и высмеивать слабости своих ближних.

Как мы видим, у волевых запретов есть неизбежные побочные эффекты. Эти эффекты являются плохими плодами и показывают, что процесс выбора должен происходить по-другому. Давайте посмотрим, как Писание описывает этот процесс. Мы читаем много пророчеств о том, что в момент рождения свыше Бог изменяет наше сердце:

И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. (Иез.36:26,27)

Если в вас живет Святой Дух, если вы являетесь рожденным свыше – то естественным результатом этого факта будет наличие нового сердца, у которого будут новые желания. В следствие этого внутри нас должна происходить конкурентная борьба желаний ветхой и новой природы.

Quote by Аврелий Августин Желать – естественно человеку. Желать праведного – дается свыше.

— Аврелий Августин

Писание приводит разные образы, говоря о двойственности нашей природы: сердце каменное и плотяное (Иез. 11:19, 36:26,27), новая и ветхая природа (Еф.2:3), дух и плоть (Гал.5:16), ветхий и новый человек (Кол.3:9-10). Однако, все эти образы говорят об одном: одна часть христианина продолжает тянуться ко греху, а другая тянется к Богу и всему Божьему и между ними происходит постоянная борьба.

Когда перед нами стоит выбор поступить по ветхой или новой природе, наше волевое усилие должно состоять не в том, чтобы просто запрещать себе идти на поводу желаний ветхой природы, но в том, чтобы ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ЖЕЛАНИЕ.

У нашей новой природы есть новые желания и потому она получает удовлетворение от того, что исполняет их.

Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; (Рим.7:22)

Новые желание сосредоточены на том, что приятно Богу. Новое сердце любит то, что любит Бог. В один и тот же момент моя ветхая природа может желать комфорта, удовольствий, развлечений, отдыха, а моя новая природа будет желать угодить Богу, помочь ближнему, совершить служение, принести добрый плод Богу, испытать блаженство отдачи.

В момент принятия решения наши волевые усилия должны быть сосредоточены не на том, чтобы запретить себе исполнять желания ветхой природы, а на том, чтобы выбрать и исполнить желания новой природы.

В итоге, исполнение Божьей воли перестает быть тем, что делать я «не хочу, но должен», и становится тем, что я «хочу больше», чем греха, эгоистичных и плотских желаний. Волевые усилия должны быть нацелены на духовную победу желаний новой природы над ветхими. Таким образом жертва, послушание, служение становятся добровольным откликом новой природы на Божью волю.

Именно триумф духовной победы над плотью и радость удовлетворения желаний новой природы и приносят то особенное, глубокое, духовное блаженство, которого ищет наша душа.

ДУХОВНАЯ АНОРЕКСИЯ

Возможно, вы скажете: «Хорошо, это неплохо звучит, но есть одна проблема. Что делать, если я не чувствую желаний новой природы? Если в момент искушения я чувствую только желание плоти?»

Во-первых, нужно понять в чем причина отсутствия новых желаний. И понять это не сложно по аналогии с физическим организмом. Какой вывод мы делаем о человеке, когда мы видим, что у него пропадают такие естественные желания, как аппетит? Мы понимаем, что он заболел. Отсутствие желаний новой природы говорит о ее болезненном состоянии.

Почему это происходит? Потому что она не получает регулярного питания. Если мы пренебрегаем питанием нашей новой природы, то она приходит в ослабленное состояние. В итоге, все может закончиться тем, что можно назвать «духовной анорексией». Во время духовной голодовки у души постепенно пропадают любые духовные желания.

Quote by Джон Оуэн Если верующие не питаются ежедневно Божьим Словом и божественными установлениями, их духовная жизнь вскоре начинает увядать. Духовная жизнь проявляется в здоровом аппетите к Слову, который основан на переживании Божьей благодати в ней. Насколько здоров ваш духовный аппетит? Если у вас нет никакого аппетита к Слову Божьему, ваша жизнь находится в плохом состоянии.

— Джон Оуэн

Есть хорошая иллюстрация на эту тему. У одного человека было две собаки, и он регулярно устраивал собачьи бои с их участием. К нему приходили любители этого развлечения и делали ставки на собак. Ставки делал и сам хозяин и почему-то всегда выигрывал. Побеждала то одна, то другая собака. Не было никакой закономерности, однако, хозяин всегда правильно угадывал какая собака одержит победу. Как оказалось, разгадка хорошей интуиции хозяина была невероятно проста. На кануне боев он кормил лишь одну из собак и на нее же делал ставку. Сытая собака всегда побеждала голодную.

Эта иллюстрация хорошо отражает духовную реальность — побеждает то, что ты кормишь. В битве между желаниями ветхой и новой природы побеждает та, которую мы больше питаем. Новая природа не подает признаков жизни, потому что вы держите ее впроголодь.

В своем семинаре «Семья, в центре которой Христос» Пол Вошер делится следующими размышлениями:

«Изменения в духовной жизни не строятся на обладании какой-то секретной информацией. Если вы не новообращенный христианин, то скорее всего вы уже знаете все необходимое, чтобы ваша жизнь изменялась. Проблема не в том, что мы не обладаем необходимой информацией, а в том, что у нас нет силы ее исполнять. Сила для изменений кроется не в тайных знаниях, а в ежедневном обновлении нашего ума через Писание и живых отношениях с Богом через молитву.»

Один пастор сказал следующую фразу: «Если я не обновляю разум истиной Писания один день — об этом знаю только я. Если я не обновляю разум истиной Писания два дня — об этом знает уже и моя жена. Если я не обновляю разум истиной Писания три дня — об этом знает весь мир.»

Если даже опытному служителю достаточно трех дней, чтобы для всех окружающих людей стало очевидно, что он поступает по-плотски, то насколько быстрее рядовой христианин почувствует и обнаружит слабость своей новой природы?!

Как преодолеть духовную анорексию практически?

  1. Восстановить регулярные личные взаимоотношения со Христом через молитву
  2. Ежедневно обновлять свой разум истиной Писания
  3. Поступать в соответствии с желаниями новой природы, даже если я их не чувствую

Если я не чувствую желаний новой природы, мне все равно стоит поступать так, как если бы они были. Послушанием Божьей истине я питаю свою новую природу, помогаю ей окрепнуть. Если я буду морить голодом свою ветхую природу и подпитывать новую, то через какое-то время естественные желания новой природы восстановятся, и я снова буду их ощущать.

Наличие и сила желаний новой природы – это важнейший индикатор состояния моего духовного здоровья. Это градусник, который показывает реальную картину моей духовной температуры. Мы легко обманываемся тем, что усилием воли заставляем себя делать то, что нам делать не хочется, и от того — внешне выглядим духовно благополучными. Однако, отсутствие естественных для новой природы желаний того же, что желает Бог — честно и объективно показывает нам ее состояние.

Наши желания всегда будут главной движущей силой нашей жизни, наших решений, мыслей и поступков. Бог призывает нас не отрешиться от наших желаний и подавлять их силой воли до конца своей жизни, но найти их удовлетворение в Нем. Бог призывает нас позволить Ему заразить нас Его желаниями и обнаружить, что исполнение Его желаний удовлетворяет нас больше, чем исполнение наших собственных.

2. ПОСВЯЩЕНИЕ ХРИСТУ

Возможно, вы хорошо понимаете двойственную природу нашего сердца, ясно осознаете борьбу плотских и духовных желаний, регулярно питаете нового человека через личное молитвенное время и Божье Слово, но все равно не чувствуете глубокого удовлетворения от отдачи. Есть еще одна причина, по которой мы можем терять блаженство отдачи – неправильная мотивация. Библейская мотивация – это ключевой фактор, который влияет на наличие блаженства отдачи.

Блаженство отдачи мы ощущаем лишь тогда, когда мотивом наших действий является одушевленная личность, которую мы любим. Это не просто блаженство подвига, самопожертвования, самоотречения. Блаженство отдачи заключается в наполненности глубоким чувством любви, а также возможности и удовольствии его выразить. Когда мотивом наших поступков являются не абстрактные правила, выгода или какие-то желания, но живая личность, только тогда самопожертвование приносит наслаждение.

Каждый из нас может вспомнить ситуации, когда мы чем-то жертвовали, чувствовали себя физически и эмоционально истощенными,  отдавали что-то дорогое, но чувствовали себя счастливыми, потому что делали это для тех, кого по-настоящему любим. Нечто подобное испытывает парень, когда дарит своей девушке очень дорогое кольцо, делая предложение. Это счастье испытывает родитель отказывая себе в своих желаниях ради того, чтобы позаботиться или даже побаловать своего ребенка. Эту радость испытывает человек, жертвующий финансы для малоимущих или больных людей. Или спасатель, рискующий своей жизнью ради того, чтобы помочь людям в чрезвычайной ситуации.

Тоже самое утверждение верно и для духовной сферы. Я могу испытать блаженство отдачи в духовной сфере только, если моя жертва посвящена живой Личности моего Господа. Если моим мотивом отдачи является что-то, кроме личности Христа – то я никогда не испытаю блаженства отдачи. Абстрактные и эгоистичные цели не приносят блаженства отдачи.

И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков (Кол.3:23)
И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца. (Кол.3:17)

Я должен научиться в момент отдачи задавать себе вопрос: «Ради чего я делаю то, что делаю? Что меня мотивирует делать тот или иной выбор?» И я должен научиться честно отвечать самому себе на этот вопрос. Вспомните несколько моментов, когда вы вроде бы жертвовали чем-то в своей христианской жизни, но не испытывали от этого радости. Что вам двигало в этот момент?

Возможно, один из подобных мотивов — «Я должен это сделать, потому что…:

  • Потому что есть такое слово «НАДО»
  • Потому что я пообещал, а я хозяин своего слова
  • Потому что я не хочу подводить людей
  • Потому что я не хочу, чтобы обо мне думали, как о не зрелом христианине
  • Потому что нужно быть послушным пастору
  • Потому что Бог меня не благословит или наоборот — я ожидаю благословения

Как вы думаете, в чем проблема с этими мотивами? Почему они не приносят блаженства?

Проблема этих мотивов в том, что они носят эгоистичный характер. Я готов чем-то пожертвовать, но взамен я ожидаю что-то получить или хотя бы ничего не потерять. Я хочу получить или не потерять уважение, хорошее мнение, благословение и т.п. В итоге, отдавая и жертвуя, мы не испытываем блаженства потому, что в этом процессе мы продолжаем искать блаженства принятия. Искреннее и безусловное поклонение Богу в жизненных обстоятельствах заменяется на торг по принципу «ты мне — я тебе».

Если вы соблюдаете заповеди, несете служение, занимаетесь добродетелью, помогаете ближним или чем-то жертвуете с таким лицом, словно у вас зеленая алыча во рту, то скорее всего вы перестали делать это ради Христа. Вы делаете это из каких-то эгоистичных мотивов или из-за какого-то страха.

Когда мотивацией нашей жертвы, отдачи, служения, духовной победы становится Личность Христа – у нас есть возможность почувствовать удивительную усладу в том, что мы можем выразить свою любовь к Нему. Ведь наше новое сердце любит Христа и радуется каждой такой возможности, как мы радуемся, жертвуя чем-то ради дорогих нам людей.

В моменты, когда вам нужно чем-то пожертвовать или просто проявить верность — представляйте себе встречу со Христом. Подумайте о том, что у вас будет удивительная возможность взглянуть Ему в глаза и увидеть в них радость и глубокое удовлетворение. Посвятите свое решение персонально Христу, как выражение вашей безусловной любви к Нему.

Как получать блаженство отдачи практически:

  1. Регулярно питать новую природу: уединенная молитва и чтение Писания
  2. В момент выбора осознавать борьбу желаний ветхой и новой природы
  3. Направить волевые усилия не на запрет желаний ветхой природы, а на духовную победу желаний новой природы над ветхими
  4. Проанализировать свое сердце и отвергнуть эгоистичные мотивы
  5. Посвятить свою жертву личности Христа, как выражение моей любви к Нему

Блаженство отдачи совсем не похоже на то, что этот мир называет блаженством. Оно требует усилий, самопожертвования, верности, победы над собой. Однако, во всем этом Бог приготовил для нас удивительные источники духовной радости и блаженства. Это не грядущее блаженство в вечности, это реальное блаженство сегодняшнего дня. Это блаженство приходит во время духовных побед над своей плотью, преображения нашего характера в образ Христа, благодаря возможности выразить свою искреннюю любовь к Господу. Бог дает своим детям все необходимое, чтобы, идя по узкому и тернистому пути, в их сердцах была радость, а на лице — улыбка. Чтобы бремя Христово для них было легко, а Его иго было благом!