Подумайте, чего бы вы хотели достигнуть к концу своей жизни?  Что должно произойти, чтобы вы сказали: «Моя жизнь удалась и прошла не в пустую»?

Если бы у нас был диалог, то вы, наверняка, смогли бы выделить несколько целей, к которым вы стремитесь. Но представьте себе ситуацию, в которой у нас была бы возможность задать этот вопрос Богу. Представьте, что Он мог бы сказать нам, чего Он хочет, чтобы мы достигли, какой результат нашей жизни Он счел бы положительным.

Конечно, было бы весьма интересно услышать прямой Божий ответ на такой вопрос. Однако, мы должны признаться в том, что у нас есть эти ответы. Когда мы читаем Писание, то видим огромное количество текстов, которое очень ясно говорят об этой теме. И в большинстве случаев Писание использует образ плодов для того, чтобы раскрыть тему жизненных целей и ее результатов.

Более того, на основании наличия или отсутствия плодов Богом выносится суждение о духовном состоянии человека и его участи в вечности. Мы можем вспомнить фрагмент из Евангелия от Матфея:

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника  смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. (Матф.7:16-20)

Плод – это ключевой фактор, определяющий качество дерева. В духовном смысле плод — это показатель духовной жизни и здоровья человека.

Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. (Иоан.15:1,2,6)

Христос делает очень серьезное предупреждение – ветвь на которой нет плода будет отсечена от лозы. Бесполезные ветви бросают в огонь, они сгорают. Конечно же такие серьезные истины Писания о плодах заставляют задуматься о том, что же называется плодами? И как не остаться без плода?

ЧТО ТАКОЕ ПЛОДЫ?

У каждого из нас есть какое-то собственное представление о том, что является плодом. Но зачастую оно бывает довольно размытым и не достаточно конкретным. К счастью, само Писание ясно отвечает на этот вопрос. И я приглашаю вас провести небольшое исследование этого вопроса.

Многие отрывки Писания вполне конкретно называют определенные вещи – плодами. Таких отрывков довольно много и говорят они о самых разных вещах. Но если мы их  внимательно проанализируем, то увидим, что все тексты с упоминанием того, что является плодом можно разделить на 5 общих категорий.

Итак, давайте посмотрим на каждую из этих категорий в отдельности, постараемся понять, что Писание называет духовными плодами и каким образом наша жизнь должна становиться ими наполненной.

1. ПЛОД ПОКАЯНИЯ

Самый первый и важный плод, который ожидает Бог в нашей жизни – это плод покаяния.  Давайте прочитаем фрагмент из жизни Иоанна Крестителя.

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния (Матф.3:7,8)

Иоанн Креститель делает очень резкое замечание фарисеям и называет их порождением ехидны. Ехидна – это пустынная змея. Ее особенность заключалась в том, что она часто лежала неподвижно и по внешнему виду ее легко можно было спутать с палкой.

Иоанн называет книжников порождением этой змеи, указывая на их двойственную натуру и лицемерные мотивы. Эти люди пришли креститься к Иоанну не для того, чтобы раскаяться в своих грехах, а по своим каким-то личным причинам. Возможно ради авторитета и престижа, возможно из каких-то суеверных соображений и т.д. Но Иоанн, видя их сердца, говорит им сотворить достойный плод покаяния.

Что же означает сотворить достойный плод покаяния? Это означает увидеть свою тотальную греховность, увидеть справедливость Божьего осуждения и не способность спастись своими собственными усилиями.

Что является свидетельством достойного плода покаяния в сердце человека?

Главным свидетельством наличия истинного покаяния в сердце человека является то, что это покаяние продолжается до конца жизни. Покаяние – это не только единоразовая молитва, произнесенная человеком, но образ жизни, в котором есть регулярная скорбь о грехе, покаяние во грехе, борьба со грехом.

Вопросы для размышления:

  • Живу ли я жизнью покаяния?
  • Выработал ли я в себе привычку каяться, если я согрешил перед Богом и против ближнего?
  • Исповедуюсь ли я перед богослужением? Перед причастием?

Итак, первый плод – это плод покаяния. Произрастает ли этот плод на вашей ветке виноградной лозы? Если нет, то вам нужно обратиться к Богу с нелицемерной верой и исповеданием вашего бунта против Творца, искать примирения с Богом через Христа.

2. ПЛОД ПОЗНАНИЯ

Следующий плод, о котором говорит Писание — это плод познания Бога. Этот плод подразумевает построение близких отношений с Господом и более глубокого понимания Его характера, природы, воли, желаний и т.п.

Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. (2Пет.1:8)
Посему и мы с того дня, как [о сем] услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога (Кол.1:9,10)

Библия о познании Бога:

Писание во многих местах говорит о том, что процесс познания Бога — это неотъемлемая составляющая духовной жизни.

Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь. (2Пет.3:17,18)
и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве (Фил.1:9)
Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа (Фил.3:8)
Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном (Кол.1:9)

Плод познания имеет прямую взаимосвязь с первой заповедью — возлюбить Бога. Чем больше я люблю Бога, тем больше во мне желания строить с Ним глубокие отношения и познавать Его. Справедлива и обратная взаимосвязь: чем больше я познаю Бога, тем больше в моем сердце разгорается любовь к Нему. Каждое новое личное откровение о сущности Бога — это еще один повод восхищаться и наслаждаться Им, потому что в Нем нет изъяна и все в Нем прекрасно. Невозможно возрастать в любви к Богу не узнавая о Нем ничего нового, не находясь в процессе Его познания.

Задумайтесь, происходит ли в вашей жизни такое общение с Господом, в котором вы все больше и больше познаете и любите Его? Или Бог для вас — это просто вышестоящая контролирующая инстанция, которой нужно быть послушным и перед которой необходимо отчитываться?

Вопросы для размышления:

  • Что я узнал нового о Боге за последний год?
  • Стал ли я любить Господа еще больше, чем в прошлом году?
  • Стал ли я лучше понимать Божью волю в отношении моей жизни?
  • Научился ли больше доверять Богу в стрессовых ситуациях?

3. ПЛОД ДУХА

Следующий плод, о котором говорит Божье Слово — это плод Духа.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. (Гал.5:22-25)

В послании Галатам мы видим перечисление положительных качеств характера. Это перечисление говорит о том, как плод Духа должен выражаться на практике. Однако, нам нужно понимать, что это не просто абстрактное описание всего хорошего на белом свете. Это описание характера конкретной Личности.

Плод Духа – это возрастающая схожесть вашего характера с характером Иисуса Христа.

В послании Филиппийцам Павел повторяет эту мысль, называя это «плодами праведности Христом»:

и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию. (Фил.1:9-11)

Знаете, в семейной жизни есть одна интересная особенность — чем дольше люди живут вместе, тем больше они становятся похожи друг на друга. Очень часто муж и жена начинают использовать одни и те же фразы или выражения. Они примерно одинаково шутят, любят говорить на одни и те же темы. Перенимается стиль одежды, жизненные убеждения и принципы, любимая музыка и т.д. Некоторые пары с годами даже лицами начинают быть похожи.

Происходит ли нечто подобное в моих взаимоотношениях со Христом? Перенимаю ли я состояние сердца, убеждения, стиль общения, практический образ поведения, привычки, которые были присущи Христу? Только тесное и регулярное общение способно привести нас к преображение в образ нашего Господа, чтобы в нас отражалась Его красота.

Важно ясно для себя понять, плод Духа выражается не в том, что я стал более праведным или святым, но в том, что я становлюсь более похожим на Иисуса Христа.

Quote by Марк Девер Задумайтесь над тем, что значит быть христианином. Дело не в том, что человек достигает совершенства, а в том, что он всем сердцем стремиться искать Господа.

— Марк Девер

Вопросы для размышления:

  • Стали ли я в этом году в чем-то более похожим на Христа?
  • Развил ли я в себе какую-то черту характера, которая была у Христа?
  • Отказался ли я от какой-то черты моего характера, которой не было в характере Христа?

4. ПЛОД ПОСТУПКОВ

Помимо того, что мы уже перечислили Писание также называет плодом наши практические поступки. В эту широкую категорию входит большое количество различных действий. Но все они по сути являются практическим выражением наших отношений с Богом и нашей веры.

Какой же плод вы имели тогда? [Такие дела], каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. (Рим.6:21,22)

Давайте посмотрим, что Писание называет плодами в отношении нашей практической жизни:

Поклонение

Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. (Евр.13:15)

Практическое благочестие

Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. (Еф.5:8-11)

Добродетель

Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, [в] [удовлетворении] необходимым нуждам, дабы не были бесплодны. (Тит.3:14)
дабы вели себя так, чтобы быть достойными Бога, и угождали Ему всячески, чтобы всякие ваши добрые дела приносили плоды, чтобы росло ваше познание Бога, (Кол.1:10)

Благовестие

в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине (Кол.1:5,6)

Служение, миссия

Если же жизнь во плоти [доставляет] плод моему делу, то не знаю, что избрать. (Фил.1:22)

Эти и многие другие поступки являются плодом нашей практической жизни, когда она сфокусирована на исполнении Божьей воли и подражании Христу.

Но важно помнить, что наш главный акцент должен быть не на самих поступках, а на познании и исполнении Божьей воли, в понимании которой мы растем через познание Бога и стремление к подражанию поступкам Иисуса Христа.

Вопросы для размышления:

  • Научился ли я в этом году большему послушанию Божьей воле?
  • Взял ли я то служение или ту ответственность, к которому Бог меня призывает?
  • Использую ли я те ресурсы, способности и дары, которые дал мне Бог для служения Ему?

5. ПЛОД ЖЕРТВЕННОСТИ

Плод жертвенности – это способность заботиться о других в ущерб себе или находясь в трудностях. Это такая степень зрелости, когда христианин берет ответственность не только за свою жизнь и поступки, но также за нужды и духовное развитие других людей.

А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном. Исполнив это и верно доставив им сей плод [усердия], я отправлюсь через ваши [места] в Испанию (Рим.15:25-28)
Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. [Говорю это] не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. (Фил.4:14-17)

Во времена апостола Павла плод жертвенности членов языческих церквей часто выражался в их пожертвованиях в пользу нуждающейся церкви в Иерусалиме. Но плод жертвенности связан не только с финансами, но и посвящением любых других жизненных ресурсов: времени, внимания, сил, любви, заботы, участия, служения и т.п.

Плод жертвенности созревает в таких обстоятельствах, когда по идее обо мне должны заботиться, мне должны уделять внимание, мне должны помогать, но я откладываю свои интересы и прежде всего ищу пользы ближнего. Конечно же, это плод, который может принести только духовно зрелый человек.

Мы можем вспомнить пример Христа, висящего на кресте. Проходя апогей своих мучений, Иисус, тем не менее, уделяет внимание тому, чтобы поручить Иоанну Крестителю позаботиться о Его матери.

Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. (Иоан.19:26,27)

В первом веке пожилые женщины были одним из самых незащищенных социальных классов населения. Иосиф к тому времени уже скорее всего умер, а Иисус, как старший сын, больше не мог выполнять роль главы семьи, поэтому Мария могла остаться без средств к существованию. Даже умирая на кресте Христос заботиться о судьбе своей матери.

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. (Гал.6:2)

Вопросы для размышления:

  • Чуток ли я к нуждающимся?
  • Нахожу ли я время и силы для нужд других в сложных стрессовых ситуациях?
  • Несу ли я чьи-то бремена? Забочусь ли я о ком-то, кто нуждается в этой заботе?
  • Готов ли я что-то потерять, ради того, чтоб мой ближний приобрел?

Друзья, у нас хорошая возможность осознать чего в этой жизни от нас ожидает Бог. Угодить Богу своей земной жизнью — это и есть самый славный ее финал для любого истинного христианина. Давайте молитвенно размышлять, где мы действительно приносим плод, а в какой сфере нам нужно прикладывать больше усилий.

КАК НЕ ОСТАТЬСЯ БЕЗ ПЛОДА?

Итак, мы разобрались, что Писание называет плодами. Но что еще важно понимать, чтобы эти плоды успешно произрастали в моей жизни? С чего начать и в чем заключается главные причины духовного бесплодия?

1. Увидеть хронологическую взаимосвязь духовных плодов

Нам очень важно понимать, что духовные плоды не произрастают в хаотичном порядке, но они тесно связаны между собой логически и хронологически.

Плод познания не может вырасти без плода покаяния. Без рождения свыше человек не имеет возможности состоять в живых отношениях с Богом. Человек находится в состоянии вражды с Богом и только истинное покаяние и вера в Евангелие приносят примирение в отношения между Богом и человеком.

Плод Святого Духа не может вырасти без плода познания. Плод Духа — это не развитие нравственного уровня человека, а преображение в образ Иисуса Христа. Если христианин пренебрегает отношениями со Христом, если он не находится в процессе познания своего Господа, то он не способен становится на Него похожим.

Человек может прогрессировать в исполнении закона, заниматься моральным самосовершенствованием. Однако, без познания и отношений с Богом — это будет плодом усилий его собственной воли, а не плодом Святого Духа.

Плод поступков никогда не созреет угодным Богу образом без работы над нашим характером, т.е. без плода Духа. Если в глубине нашего сердца не происходит процесса умаления нашего «Я» и возрастания Божьего владычества и водительства, то даже самые лучшие наши поступки будут пропитаны эгоистичными мотивами. В эгоцентричном состоянии мое сердце будет использовать правильные поступки для достижения моих эгоистичных целей.

Плод жертвенности никогда не появится в нашей жизни сразу без практического навыка послушания Богу и возрастающего отвержения самого себя.

Мы должны увидеть взаимосвязь духовных плодов и осознать Божий план по реформации нашей жизни для славы Божьей.

2. Взращивать плоды, а не приклеивать

Есть Богом задуманная последовательность произрастания плода и очень важно определить куда в первую очередь должны быть направлены наши усилия. Понимание этой последовательности дает нам ответ на вопрос: Почему иногда мы предпринимаем так много усилий, но у нас так мало что получается?

Чаще всего нам хочется сразу начать с того, что касается практических результатов и наглядных плодов праведной жизни. Однако, как мы уже убедились, практические результаты не появляются сами собой. Более того, практические результаты не появляются в результате наших волевых усилий их произвести, но в результате глубокой работы над нашим сердцем.

В процессе духовного роста у большинства из нас самым слабым звеном является плод познания. Мы очень часто хотим перескочить через процесс познания и развития отношений с Богом и сразу начать изменять свой характер, учиться совершать правильные поступки.

Зачастую, мы не сильно озабочены тем, чтобы глубже узнавать Божий характер, в нашей практической жизни мало места для уединенной молитвенной жизни, наши отношения с Богом сложно назвать вдохновляющими, но мы пристально следим за тем, чтобы не выбиваться из общего строя христиан. Мы прикладываем много усилий, чтобы внешне соответствовать нормативам христианской жизни.

Quote by Джерри Бриджес Многие христиане обладают так называемой культурной святостью. Они приспосабливаются к характеру и нормам поведения окружающих их христиан. Поскольку христианская культура вокруг них в большей или меньшей мере свята, то и они более или менее святы. Но Бог призывает нас быть похожими на Него, а не на окружающих христиан. Святость означает не что иное, как уподобление характеру Самого Бога.

— Джерри Бриджес

В итоге изменение нашего характера и практического поведения становится не результатом восхищения красотой Бога и систематической глубокой дружбы с Ним, а результатом наших волевых усилий и решений.

В душепопечении такой процесс называется — «приклеивание плодов». Представьте себе дерево, которое не приносит урожай и заурядного садовода, который не придумал ничего лучше, чем привязать плоды к дереву на ниточках. Даже далекий от садоводства человек понимает, что таким образом невозможно решить проблему этого дерева. Необходима помощь корню — удобрения, лекарства, мелиорация почвы. Плоды, висящие на ниточках быстро сгниют и на следующую весну не появятся новые.

Тоже самое происходит в процессе нашего духовного роста, когда мы пренебрегаем познанием и отношениями с Господом. Внешне нам вроде удается что-то изменить, однако процесс этих изменений проходит без глубоких перемен в сердце. В итоге, нас ждет неизбежный провал: либо мы выдыхаемся, разочаровываемся и сдаемся, либо мы прогрессируем во внешнем освящении, в то время как внутри остается все меньше любви и духовной жизни. Мы все больше и больше гордимся своими достижениями и все меньше и меньше проявляем терпение и любовь к тем, кто преуспел меньше, чем мы.

Возвращаясь в Евангелие от Иоанна, мы можем найти один из самых ярких и ясных текстов Писания, описывающий источник всех духовных плодов в жизни христианина:

Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.(Иоан.15:4,5)

Когда Христос говорит пребывании в Нем, Он говорит не просто вере в Него, не просто о членстве в поместной церкви — Он говорит о глубокой, регулярной, близкой дружбе с Ним, в которой есть живое общение, созерцание Его красоты, вдохновение подражать этой красоте на практике, дерзновение расточать себя так, как это сделал наш Спаситель. Именно эта дружба и является главным источником изменения нашего характера, преображения нашей практической жизни, способности отвергать самих себя ради любви к Богу и ближнему.

Да благословит нас Бог понимать Его замысел, анализировать и приводить в порядок нашу жизнь, ясно понимать, что в Божьих глазах является самым главным результатом нашей жизни и принести Ему много плода.

Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. (Рим.7:4)