В Писании мы встречаем большое количество женщин, которые достойны подражания: Есфирь, Руфь, Мария. Однако, кроме них в Новом Завете мы встречаем немало и других вдохновляющих женских судеб. Часто об этих женщинах сказано совсем не много, но их жизнь и по сей день служит большим примером служения и посвящения. Давайте посмотрим на места Писания, повествующие о женщинах, которые осознали свое жизненное предназначение и призвание от Бога. Они прожили жизнь, наполненную Божьим замыслом, служением и смогли принести много доброго плода.

 1. АННА

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. (Лук.2:36-38)

С Анной мы встречаемся только в Евангелии от Луки. Здесь описана история, когда Мария и Иосиф принесли младенца Христа в храме для благословения. Там они повстречали Симеона и Анну.

У Анны была не простая судьба — всего семь лет прожила она с мужем, остальные восемьдесят четыре она оставалась одинокой вдовой. Анна постоянно пребывала в храме. В Израиле храм всегда считался местом особого Божьего присутствия. Желая быть как можно ближе к Богу, Анна «не отходила от храма». Наверняка, она часто вспоминала слова Давида: “Истомилась душа моя, желая во дворы Господни” (Пс. 83:3).

Кроме того, что Анна находилась в храме, она служила там Богу молитвой. Наверняка, она много ходатайствовала в молитве о своем народе, молилась «заступнической молитвой» и ожидала прихода Мессии, который Бог и позволил ей увидеть.

Анна не только молилась Богу, но регулярно укрощала свою плоть постом в добровольном воздержании. Это подчеркивало ее смирение перед Богом и желание быть услышанной. Но Анна была не только молитвенницей, но и благовестницей. Как только она увидела Иисуса, она сразу же рассказала о Нем всем, кто ожидал Мессию.

И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. (Лук.2:36-38)

Итак, Анна – была прекрасным примером богобоязненной женщины, посвятившей себя молитве. Она постоянно пребывала в доме Божьем, она славила Бога, ходатайствовала о нуждах своего народа, постилась и стала свидетельствовать, когда увидела приход Мессии своими глазами.

 2. МАРИЯ МАГДАЛИНА, ИОАННА, СУСАННА

После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим. (Лук.8:1-3)

Лука описывает события связанные с Мария Магдалиной – это та Мария, из которой Иисус изгнал семь бесов. Но это не та женщина, о которой сказано, что она была «грешница» и которая «омывала ноги Христа слезами и отирала волосами.»

Мария Магдалина, Иоанна и Сусанна следовали за Христом и были его ученицами. О них написано, что они «служили Ему своим имением». В иудаизме было обычно практикой, что ученики материально поддерживали раввина, который их обучал.

Нам ничего не известно об материальном положении Марии Магдалины и Сусанны. Но об Иоанне написано, что она была женой Хузы, домоправителя Иродова. Эта высокая должность и потому Хуза определенно не был бедным человеком. А поскольку Мария и Иоанна упомянуты рядом с Иоанной, скорее всего они тоже были довольно состоятельными женщинами.

Судя по всему, они много жертвовали финансов на помощь в служении Иисуса Христа. Также вероятно, что они служили тем, что имели: своим домом, кормили Христа и учеников, заботились об их бытовых нуждах.

Марию Магдалину, Иоанну и Сусанну наверняка можно было бы назвать бизнес-леди первого века. Но они посвятили свое имущество целям Небесного Царства и оставили хороший пример странноприимства, заботы о служителях, миссионерах и благовестниках.

3. ТАВИФА

В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. (Деян.9:36)

Мы не много знаем о девушке, по имена Тавифа. Она всего лишь один раз упоминается в Священном Писании. Однако, это упоминание достойно того, чтобы мы обратили на него внимание.

Во-первых, о Тавифе сказано, что она была ученицей и мне очень нравится эта характеристика. В деяниях Апостолов христиане практически всегда называются учениками. В наши дни все больше и больше теряется понимание того, что христианство – это не просто система взглядов или богословских предпочтений, но это процесс ученичества. Христианин — это ученик в школе Христа.

Жизнь Тавифы доказывала, что она не просто увлеклась модным религиозным течением, но она посвятила свою жизнь тому, чтобы научиться подражать Христу. О Тавифе написано, что она «была исполнена добрых дел». Добрые дела являлись для нее нормой повседневной жизни. Также написано, что она «творила много милостынь», т.е. она делала добрые дела для тех, кто не мог ей ничем отплатить, безвозмездно. Далее история повествует о ее внезапной болезни.

Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. (Деян.9:36-42)

Ученики в Иоппии были шокированы ее смертью. Это был настолько большой удар для всех, о ком она заботилась, что как только они узнали, что апостол Петр находится неподалеку, то они сразу же настояли, чтобы он пришел и помолился над ней.

После молитвы Петр пригласил друзей Тавифы убедиться, что она жива и здорова. Интересно, что евангелист Лука пишет «призвав святых и вдовиц». Святыми в Писании называются верующие люди и потому мы можем сделать вывод, что Тавифа активно занималась социальным служением среди вдов, которые еще не примкнули к церкви. Через добродетель и пошив одежды она занималась благотворительностью и евангелизацией.

Жизнь Тавифы – это пример добродетели, безвозмездной помощи, труда своими руками, заботы о нуждающихся и евангелизационного социального служения.

4. ЛОИДА И ЕВНИКА

Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе. По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. (2Тим.1:5-7)

Имена этих двух женщин мы находим только этом отрывке Писания. Апостол Павел упоминает лишь одну характеристику в отношении Лоиды и Евники – это то, что их вера была не лицемерной. Иными словами, их вера была не притворной, не показной. Лоида и Евника имели истинную, спасающую веру в Господа Иисуса Христа. Их внук Тимофей стал верным и надежным помощником апостола. О нем Павел написал в своем послании:

Я не имею никою равно усердного, кто бы столь искренне заботился о вас (Филиппийцам 2:20).

Это определенно был результат нелицемерной веры и воспитания бабушки и мамы. Именно живая вера, в которой слова соответствуют образу жизни помогла Тимофею с самого детства утвердиться в истине и самому посвятить жизнь Богу.

Родители Тимофея жили в Листре. Отец Тимофея был язычник, поэтому, заслугу в христианском воспитании Тимофея сложно приписать ему. Исходя из описаний в Божьем Слове мы предполагаем, что даже вторичное посещение апостолом Павлом Листры не сделало отца Тимофея христианином, как верную его спутницу жену Евнику и тещу Лоиду. Или, возможно, он умер вскоре после рождения сына. Однако, жил ли отец Тимофея в те дни или давно умер, во всяком случае, решающее влияние на воспитание юноши было со стороны бабушки Лоиды и матери Евники.

Лоида и Евника действительно были богобоязненными уидеянками, которые ожидали прихода мессии. Это видно даже из имени, которое они дали сыну своему. Они назвали его Тимофеем, что обозначает «почитающий Бога». Это было прекрасное имя, и обе матери следили за тем, чтобы их воспитанник оправдал его и стал поистине боящимся Бога. С самого детства Тимофей был наставлен матерью и бабкой не просто быть послушным или быть хорошим человеком, но также в истине Священного Писания, как мы видим это из послания Тимофею.

Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. (2Тим.3:15)

Ллоида и Евника – это пример мудрого воспитания своих детей в свете Божьего Слова. Им пришлось заменить роль отца, который не знал Христа. Они смогли вырастить сильного и зрелого христианина, которого Бог призвал в молодом возрасте к пасторскому служению.

 5. ПРИСКИЛЛА

Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. (Деян.18:24-26)

Акила и Прискилла — супружеская пара, близкие друзья апостола Павла. Длительное время они тесно общались, жили, работали на дому и сотрудничали с Павлом в деле евангельской проповеди. Вместе они делали палатки на продажу. Эта работа помогла апостолу Павлу заработать некоторые средства для своего миссионерского путешествия.

Позже, Акила и Прискилла встречались с Павлом во время его второго миссионерского путешествия и трудились с ним, созидая церковь в Эфесе. Павел с большой теплотой и уважением отзывается о них, как о верных сотрудниках.

Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь. (Рим.16:3,4)

Прискилла была активной христианкой и разделяла со своим мужем его служение: она была способна помогать Акиле в гостеприимстве, наставлении, благовестии и заботе о церкви. Она вместе с Акилой разделяла риск быть активной христианкой в 1 веке. Мы не знаем точно, в чем выражался этот риск. Возможно, это выражалось в том, что они посещали Павла, когда он был в тюрьме. Их также могли посадить за такое посещение. Возможно, это были какие-то другие форс-мажорные обстоятельства, где их жизни угрожала реальная опасность, но они проявили верность и заботились об апостоле Павле, ради распространения Благой Вести.

Прискилла – это хороший пример жены служителя. Она была способной, смелой, посвященной и заботливой помощницей в совместном служении с ее мужем.

6. ФИВА

Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому. (Рим.16:1,2)

В первом веке, из-за отсутствия хоть какой-то социальной защищенности, большую часть заботы о людях брала на себя церковь. Во времена превоапостольской церкви не было государственной медицинской помощи, пенсий, больничных, пособий для безработных или инвалидов и много того, что мы имеем сегодня от государства.

Поэтому дьякона и дьякониссы совершали большой объем работы по заботе о христианах в церкви и всех, кто нуждался в помощи вне церкви. Вот некоторые из функций, которые скорее всего выполняла дьяконисса Фива:

 

  • Забота о больных членах церкви
  • Забота о малоимущих членах церкви
  • Забота о странниках
  • Забота об узниках за веру
  • Подготовка к крещению женщин и детей
  • Духовное наставничество женщин
  • Личные просьбы и поручения пастырей

Имя Фива – означает «сверкающая». Дьяконисса Фива определенно сверкала своим посвящением и неустанным трудом ради Господа в Кенхерейской церкви, которая находилась недалеко от Коринфа. Не даром Павел представляет ее в своем послании и лично просит позаботиться о ней. Более того, именно Фиве Павел доверил доставить послание Римской церкви из Коринфа, где скорее всего это послание было написано. Обычно послания Павла доставляли люди, которые имели его особое доверие и доказали верность Господу.

Фива – это прекрасный пример жизни, посвященной заботе о людях, помощи пастырям и церкви в дьяконическом служении.

Писание ясно показывает, что женское служение и забота – это неотъемлемая часть жизни церкви. Не смотря на то, что руководящие позиции в семье и церкви Бог определил для мужчин, Он активно использует женщин в Своих удивительных замыслах. Именно женская забота, теплота, помощь, участие способны наполнить церковь теплотой, радушием, чуткостью, добродетелью.

И сегодня эти шесть примеров женских судеб способны вдохновить современных христианок искать для своей жизни божественный замысел, наполнять ее исполнением Его воли и принесением обилия хороших плодов.