Мне хотелось бы продолжить серию «Забытые молитвы». Эта серия о том, что наши современные молитвы стали очень примитивными. Мы утратили богатство, практичность, силу, многообразие молитвенной жизни. Нам словно стало не о чем поговорить с Богом.
Мы пытаемся вспомнить те направления молитвы, которые мы забыли. И, вдохновляясь молитвами, которыми мы находим в Священном Писании и сами учимся переживать глубокий молитвенный опыт в своей жизни. Сегодня я хочу рассмотреть еще одно направление для молитвы, которое касается Божьей воли. Моя тема называется «Да будет воля Твоя».
МОЛИТВА ХРИСТА О БОЖЬЕЙ ВОЛЕ
В Новом Завете мы находим два самых важных места Писания, в которых упоминается молитва о Божьей воле:
1. Отче Наш
Когда ученики просят Христа научить их молиться, то Он дает им краткий скелет молитвы о самых важных составляющих духовной жизни. И одной из таких составляющих является вопрос воли: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе!»
2. Гефсиманский сад
Когда Христос проходит апогей своих борений перед Голгофским подвигом, то единственное, о чем Он молится – это о способности отложить в сторону Свою волю и принять волю Отца.
В этот момент Христос на самом Себе ощутил силу противостояния между волей Божьей и волей человеческой.
Будучи частью Святой Троицы, Христос всегда пребывал в идеальной гармонии с остальными личностями святой Троицы. Однако, сейчас, находясь на земле в облике человека, Он ощутил силу, с которой наша воля может противиться воле Небесного Отца.
ГРЕХОПАДЕНИЕ – НАЧАЛО ПРОТИВОСТОЯНИЯ
Давайте вспомним с какого момента началось противостояние двух воль: Божьей и человеческой. Оно началось с Эдемского сада.
Божья воля выразилась в том, чтобы создать людей по Своему образу и подобию. Божья воля выразилась в том, чтобы предназначение человека заключалось в общении с Богом и послушании Его воле.
Но тут появился падший ангел, который сам не захотел жить в согласии с Божьей волей и соблазнил людей на своеволие. Там был целый спектр грехов: ложь, сомнение в Божьем Слове, гордыня, непослушание, греховное бездействие. Но суть грехопадения можно определить, как отвержение Божьей воли и установление человеком воли собственной.
С момента грехопадения воля человека находится в постоянном противостоянии с волей Божьей. Суть этого противостояния настолько велика, что ведет к последствиям в масштабах вечности.
СВОЕВОЛИЕ И АД
Несмотря на это противостояние Бог послал в мир Спасителя – Своего Сын Иисуса Христа.
После того, как Христос пришел на землю ради того, чтобы умереть за грехи людей абсолютно каждый человек, который смирится перед Богом, покается и уверует в Евангелие получает прощение грехов и спасение от наказания за них.
Но мы знаем, что не все люди приходят к Богу с покаянием и верой. Некоторые люди даже после прихода Христа продолжают отвергать Божью волю.
Иными словами, наказание в аду постигает не просто тех, кто совершает греховные поступки, а тех, кто не желает их оставить.
Проблема даже не в самом грехе. Проблему греха Христос решил на Голгофском кресте. Проблема в упрямстве человека, который не желает принять Божью волю и смирится перед Ним.
В конце времени будет только два класса людей: те, которые однажды сказали Богу: <Да будет воля Твоя>, и те, которым скажет Бог: <Да будет по воле вашей>.
БОРЬБА БОЖЬЕЙ И НАШЕЙ ВОЛИ
Меня всегда волновал вопрос противостояния Божьей воли и воли человека. Даже будучи христианами, мы продолжаем в каких-то вопросах сопротивляться Божьей воле.
Почему мы, зная в чем заключается Божья воля, зачастую не можем найти в себе силы быть ей послушным? Почему нам так сложно отказаться от своей воли?
Безусловно, в жизни каждого из нас есть сферы, в которых нам легко быть послушными Богу. Но есть и сферы, где послушание Божьей воле дается нам особенно тяжело. И порой в каких-то вопросах наша воля долгие годы противостоит Божьей воле.
В чем наша воля противостоит Божьей?
- Повторяющийся грех, который мы не хотим оставлять
- Обида, которую мы не хотим простить
- Греховная черта характера, над которой мы не хотим работать
- Побуждение Святого Духа, к которому мы не хотим прислушиваться
- Божье увещевание или какой-то призыв, который звучит через церковь
- Или просто непослушание и неверность в послушании какой-то известной нам Божьей воли
Мы знаем, к чему Бог нас призывает. Мы понимаем, что Он желает нам блага. Но внутри происходит просто какое-то противостояние тому, что хочет Бог.
- «Господи, что угодно забирай, но вот это не трогай!»
- «Господи, я готов во многом меняться, но только не этом!»
Подумайте, в какой сфере вашей жизни происходит противостояние между вашей и Божьей волей? В каком вопросе вам сложнее всего сказать: «Впрочем, не моя воля, но Твоя да будет…»?
КАК МЫ РЕАГИРУЕМ НА КОНФЛИКТ НАШЕЙ И БОЖЬЕЙ ВОЛИ?
Итак, в жизни каждого из нас есть такая Божья воля, которую нам очень сложно исполнять. Возможно, мы даже не понимаем, почему Бог этого требует. Быть может мы даже не согласны с тем, что Его требования справедливы. Или мы признаем их справедливость, но нам невероятно сложно подчиниться Божьей воле в этом аспекте из-за наших эгоистичных желаний.
У каждого из нас своя история сопротивления Божьей воле. Тем не менее, есть несколько довольно распространенных реакций.
Чаще всего, мы реагируем на Божью волю, которая нам не нравится 4 способами. Давайте посмотрим на них и их последствия:
1. Формальное исполнение
Первый вид реакции на Божью волю, которая нам не нравится – это формальное исполнение этой воли. Мы часто имитируем исполнение Божьей воли, которая нам не нравится.
Например, мы можем формально попросить прощения у человека, который сам напросился или первый начал. Или мы можем формально покаяться в том, о чем на самом деле не очень-то сожалеем и т.п. Т.е. внешне мы проявляем послушание, но внутри происходит сопротивление Божьей воле.
Формальное исполнение Божьей воли в течении длительного времени часто приводит к разочарованию в вере. Люди могут долго имитировать что-то, но через время устают от двойной жизни. Все их христианство начинает напоминать им театральную постановку. В этой постановке они играют роль добропорядочных христиан, но внутри нет ни радости, ни удовлетворения, ни любви к Богу.
Часто, видя не искренность в своей жизни, такие люди начинают ее видеть в жизни всех окружающих. Все вокруг становятся лицемерами. Обычно формальное исполнение Божьей воли через какое-то время приводит к глубокому разочарованию в Боге, Писании, церкви, вере и т.п.
2. Либеральное отношение
Второй вид реакции – это чаще всего противоположность формализму и лицемерию. Это либеральное отношение. Человек не пытается скрыть свое непослушание какой-то Божьей воле, но он пытается оправдать себя искаженным учение о благодати и Божьей любви.
- Брат, ты вот так поступаешь, но ты же знаешь, что Слово Божье говорит…
- Да это все законничество! Я не под законом, я под благодатью. Вы со своими законами до сих пор в Ветхом Завете живете!
Обычно в голове таких людей есть набор стихов про свободу и благодать, ни один из которых они не толкуют в контексте.
Либералы не осознают, что библейская свобода – это свобода от наказания за грех, а не от исполнения Божьей воли. Наоборот, Писание ясно говорит о том, что тот, кто не исполняет волю Отца не будет принят Христом.
В Писании не существует такой свободы и такой благодати, которая делала бы необязательным исполнение Божьей воли. Довольно часто люди, которые заигрывают с либеральным богословием допускают тяжелые грехи своей жизни. Это их тяготит, а потому и их свобода не приносит глубокого удовлетворения.
3. Сознательное невежество
Еще одна из реакций на нежелательную Божью волю — это сознательно оставаться невеждами в понимании Божьей воли.
Знание истины всегда подразумевает большую ответственность. Некоторые христиане придумывают такой лайфхак – они избегают познания Божьей воли в каком-то вопросе, чтобы их поступки могли сойти за грех по неведению.
Звучит очень глупо и наивно, но порой мы так делаем. В подростковом возрасте мне нравились некоторые музыкальные группы. Я понимал, что их творчество не сочетается с христианскими ценностями и Божьей волей. Но поскольку это были группы, которые исполняли свои песни не на русском языке, то просто я специально не переводил то, о чем они поют. И таким образом пытался договориться со своей совестью.
Но проблема в том, что оставаться невеждой в понимании истины – это тоже непослушание Божьей воле. Бог повелевает христианину знать Его волю, поэтому оправдания «Господи, я не знал» не принесут ничего хорошего.
4. Морально-волевые решения
Последняя реакция из всех озвученных – самая положительная. Несмотря на то, что какая-то Божья воля нам не нравится, мы принимаем морально-волевое решение ее исполнять.
Потому что есть ад и рай. Потому что есть такое слово «НАДО». Потому что вера без дел мертва и т.п. У каждого из нас мотивация может звучать как-то по-своему.
Здесь я хочу сделать акцент на том, что нам действительно нужна дисциплина и нам нужно укреплять нашу силу воли. И это происходит как раз через простое «НАДО». Нам не вырасти из духовного младенчества, если мы не будем расти в простой дисциплине.
Но когда в масштабе всей нашей жизни кроме дисциплины, мы ничем не мотивируется, то это тоже приводит к печальным последствиям.
Если человек всю жизнь двигается на морально-волевых… Если человек в процессе послушания Богу не ищет более глубокую мотивацию этому послушанию… Если человек делает правильный выбор только за счет силы воли… то рано или поздно такой человек придет к духовному истощению и выгоранию.
По истечении какого-то времени такие люди устают от того, что они словно живут не своей жизнью. Из-за длительного запрета самому себе делать то, что хочется, в определенный момент жизни внутри их сердца накапливается такое давление, которое они уже не могут сдержать.
Люди срываются и просто добираются до всего, что им всю жизнь так хотелось, но было нельзя.
Очень тяжело помочь такому человеку. Он понимает истину, он видит, что его решения ведут к ужасным последствиям, он осознает, что отступает от Бога – но контролировать силу желания он больше не может. Слишком долго он себе отказывал в том, чего очень сильно хотел.
Волевые решения должны стать для нас первой ступенью в послушании Господу, но мы не сможем держаться только на волевых решениях в масштабе всей жизни. Мы должны четко отдавать себе отчет в том, что у каждого волевого решения есть «срок годности».
Если ты волевой человек, то ты сможешь довольно долго заставлять себя делать то, что тебе делать не хочется. Возможно 5 лет, может 10, а может и больше. Но чем дольше ты терпишь, тем сильнее будет взрыв.
Когда я говорю о морально-волевых решениях, я говорю о них не с позиции осуждения. Но на примере Христа я хочу показать более глубокий и удивительный путь, как мы можем принимать ту Божью волю, которую принимать совсем не хочется.
КАК РЕАГИРУЕТ ХРИСТОС НА КОНФЛИКТ С ВОЛЕЙ ОТЦА?
Давайте вернемся в Гефсиманский сад. Не знаю как вас, но меня в некотором смысле удивляет тот факт, что в жизни Христа тоже был момент, когда Он не желал исполнить Божью волю.
Все Свое земное служение Христос подчеркивал, что цель Его прихода – передать, сказать, сделать, сотворить то, что заповедал Ему Отец. Что Он ничего не говорит и не делает от Себя.
Но в момент перед Голгофским подвигом настает апогей внутренней борьбы между волей Христа и волей Бога-Отца. И этот ключевой момент жизни Христа является практическим примером того, как принять и исполнить ту Божью волю, которой сопротивляется все наше естество. Давайте посмотрим, что делает Иисус.
1. Проповедует истину
Возможно, Христос не только предупреждает учеников, но и проповедует самому Себе, как в пустыне во время искушения сатаной. Он напоминает себе: «Чтобы не впасть в искушение нужно молиться!»
2. Прилежнее молится в момент борений
Чем больше Христос ощущает борьбу между волей Отца и Своей собственной, тем прилежнее Он молится. Христос не просто принимает морально-волевое решение сделать то, чего Он делать не хочет. Он молится о том, чтобы принять Божью волю и лишь потом проявить послушание ей.
Не даром многие богословы утверждают, что Голгофская победа была одержана еще в Гефсиманском саду.
КУЗНИЦА И МЕТАЛЛ
Есть одна цитата, которая помогает глубже понять тот принцип, который мы видим в молитве Христа в Гефсиманском саду:
Есть такая поговорка «Куй железо, пока горячо». В отношении послушания Божьей воли более уместно будет сказать эту поговорку в обратном порядке: «Прежде чем ковать железо, сделай горячо».
В начале жар, потом наковальня. В начале молитва, потом послушание. Вначале прилежная молитва во время борений, потом Голгофский крест.
Бог хочет не подавить и не сломать нашу волю, а переплавить ее. Каким образом? Через молитву.
В какой сфере жизни твой Гефсиманский сад? В каком вопросе происходит самая ожесточенная борьба твоей и Божьей воли? Именно там должен быть самый большой жар твоей молитвенной жизни.
Запомните правило Гефсиманского сада: чем сильнее борьба, тем прилежнее должна быть молитва.
У нас есть тенденция прибегать к молитве в последнюю очередь, но Бог хочет, чтобы она была нашей первой линией обороны. Мы молимся, когда мы уже ничего не можем сделать, но Бог хочет, чтобы мы молились до того, когда мы начали делать что-либо вообще.
ЗАМКНУТЫЙ ЦИКЛ
Причина, по которой я стал размышлять на тему Божьей воли и нашей скупой молитвенной жизни, заключается в том, что многие христиане попадают в замкнутый цикл: Грех (неисполнение Божьей воли) — покаяние — обещание исправится — снова грех и т.д.
А если этот цикл мы проходим многократно, то обычно этап «обещание исправится» у нас выпадает и остаются только первые два, которые регулярно повторяются.
Божья воля многие годы для некоторых является ношей неудобоносимой. И бросить ее нельзя и тащить нет никакого желания. Это христианство, в котором мало радости, удовольствия, счастья. Это Бог, который в Своей воле хочет отобрать у нас что-то важное, что мы не готовы отдать.
Причина этого замкнутого цикла в том, что мы плохо понимаем роль молитвы в процессе исполнения Божьей воли.
Мы должны осознать, что через молитву Бог способен изменять наши желания. Он способен ту Его волю, которую мы избегаем, сделать для нас желанной.
КАК МОЛИТЬСЯ О БОЖЬЕЙ ВОЛЕ?
1. Господи, будь в центре моей жизни
Если в вашей жизни есть сферы, где вы сопротивляетесь Божьей воле, то вы должны понимать, что проблема не в самой воле. И решение не в том, что вам нужно просто прокачать силу воли. Есть одна фраза, которая очень лаконично и вместе с тем ёмко объясняет суть человеческого выбора:
Если наша воля избирает не то, что является Божьей волей, значит нам нужно обратить наше пристальное внимание поклонение нашего сердца. Нам нужна молитва сокрушения, которая помогает нам вернуть Христа на трон нашего сердца. Подробнее читайте здесь.
2. Господи, дай мне Себя
Мы все ищем счастья. Каждый день своей жизни с самого утра мы ищем источники хоть какого-нибудь удовлетворения. Мы ищем удовлетворения в отношениях с нашими близкими, в еде, в наших гаджетах и социальных сетях, в приятном времяпрепровождении, в общении с людьми, в греховных источниках.
Мы так устроены Богом, что искать счастья, удовлетворения, радости – это сущность нашего бытия. И он задумал нас таким образом, чтобы привлечь нас к Себе.
Божья благодать провозглашается в том, что она не дает нам почувствовать удовлетворенность ни в чем, кроме Него. Любое чувство пустоты в сердце – катализатор, который ведет нас к Нему.
Есть лишь одно средство, которое нам поможет перестать бояться того, что Божья воля заберет у нас что-то ценное – это найти главную ценность в самом Боге!
Где была моя свободная воля, пока я бунтовал все эти годы? В каком скрытом, тайном месте она находилась, что явилась оттуда во мгновение, позволив мне склонить голову под твоё лёгкое иго?.. Как приятно было вдруг, в один момент, избавится от тех бесплодных радостей, которые я так боялся потерять!.. Ты изгнал их из меня, Ты, который есть истина, высшая радость. Ты изгнал их из меня и занял их место, Ты, который слаще всякого удовольствия... Ты, который затмеваешь всякий свет... Ты, который превосходишь всякую славу... О Господи, Бог мой, свет мой, богатство моё и спасение моё!
3. Господи, покажи мне красоту Твоей воли
Познавайте красоту и совершенство Божьей воли:
1. Через Евангелие
Мы можем вдохновляться и восхищаться Божьей волей, глядя на Евангелие. Благая Божья воля выразилась в том, чтобы послать Своего Сына Иисуса Христа ради нашего спасения от наказания за грехи.
2. Через ваше обращение
Мы можем учиться больше доверять Божьей воле, вспоминая о нашем обращении. По Божьей благодати Евангелие достигло и наших сердец. Бог послал к нам тех, кто донес нам весть о спасении. В этом проявилась благость Его воли лично к Нам.
3. Через истории о Божьем промысле
Нам нужно ценить и переслушивать истории о Божьем промысле. Истории, в которых человек не понимал Божьего замысла, но оставаясь Ему послушным, в конце пожал благословение. Мы находим такие истории в Писании: жизнь Авраама, Иосифа, Иова и т.д. Мы слышим такие истории друг от друга, читаем их в книгах, христианских журналах, в христианских группах в социальных сетях. Живые свидетельства укрепляют нашу веру.
4. Через понимание Божьей мудрости
Нам нужно глубже познавать мудрость Божьей воле, явленную через Писание. Для меня было большим ободрение и вдохновением чтение книги «Тайное, ставшее явным. Библия опередила науку на 3500 лет.»
В этой книге объясняется смысл ветхозаветных установлений о чистой и нечистой пище, об очищении, об обрезании на 8 день, об изоляции при определенных болезнях и многом другом. В каждой ветхозаветной заповеди заложен глубокий практический смысл: санитарно-гигиенические нормы, защита от эпидемий, экологическое равновесие, защита от языческих культов и обрядов и т.п.
Только сегодня ученые во всей полноте понимают весь смысл ветхозаветных законов и признают, что это идеальная инструкция, как выжить во времена эпидемий и в пустынных условиях.
5. Через озарение
Молитесь о том, чтобы Бог показывал вам красоту Своего замысла не только на интеллектуальном, но и на духовном уровне. Истина производит свое действие не только на наш разум, но и на наше сердце. Но это происходит только тогда, когда Святой Дух посылает нам Свое «озарение.» Молитесь об «озарении» в понимании Божьей воли для вашей жизни.
4. Господи, да будет воля Твоя
Скажите Богу «Да будет воля Твоя» и живите спокойно. Сопротивление Божьей воле отнимает у нас так много сил. Мы себе этого даже не представляем. Попробуйте довериться Божьей воле и познайте легкость и свободу, которые приносит смиренное послушание.
Самыми уверенными людьми из всех, кого я встречал, были те, кто доверился заботе Бога. Наиболее спокойными верующими из всех, с кем я общался, были те, кто действительно посвятил жизнь воле своего Отца. И наоборот, наиболее беспокойными из всех, кого я наставлял, были люди, которые руководились земными ценностями и забывали о Евангелии.
Я прошу Бога о том, чтобы Он вдохновил каждого из вас обогатить свою молитвенную жизнь молитвой о Божьей воле и мы научились добровольно и с радостью говорить Богу: «Да будет воля Твоя!». Аминь.