БИБЛЕЙСКОЕ ОБЛИЧЕНИЕ

0

Божья любовь по отношению к Своим детям проявляется в Его неустанном внимании к состоянию их душ. Бог использует большое разнообразие средств для того, чтобы в нужный момент поддержать христианина в его духовной борьбе. Иногда Он посылает ободрение и глубокое переживание Его любви, а иногда Он посылает обличение, дабы пробудить христианина от духовного сна и обольщения.

Бог может обращаться к нашей совести несколькими способами: через Писание, через мысль, посылаемую Святым Духом, через обстоятельства, через других людей, а также через некоторые другие средства.

Божий замысел для церкви состоит в том, чтобы верующие могли быть соучастниками созидательной и восстанавливающей Божьей работы и для этих целей он предусмотрел инструмент библейского обличения.

Библия не просто предлагает обличение, как возможное средство для разрешения конфликтов или как способ проявить себя для особо ревностных христиан. Божье Слово говорит об обличении, как о повелении и обязательстве для каждого христианина.

Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; (Лук.17:3)

К сожалению, это одно из самых редко используемых и практикуемых обязательств христианина. В вопросе обличения люди в большинстве своем делятся на 2 категории. Одни избегают этого процесса, боясь брать ответственность или разрушить отношения с теми, кого им нужно обличить. Вторые любят обличать, однако делают это с таким пристрастием, что лучше бы не делали вовсе.

Из-за нашей неспособности увидеть Божий замысел  в отношении обличения, неуклюжести наших попыток и последующего разочарования, озлобленности библейских правдорубов и многого другого — большинство из нас перемещается в лагерь людей, избегающих этого повеления. На входе в этот лагерь стоит большая табличка: «Не судите, да не судимы будете!»

Однако, такая позиция во-первых не соответствует Писанию. Во многих текстах Писания тот же Христос, Который говорил «не судите», призывает к тому, чтобы выводили суждения и на их основании делали определенные выводы.

Не судите по наружности, но судите судом праведным. (Иоан.7:24)
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. 19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. 20 Итак по плодам их узнаете их. (Мф.7:18-20)

«Не судить» означает не осуждать с более высокой позиции. Однако, мы должны быть способны увидеть внутреннее состояние человека, оценивая это состояние по его плодам.

Во-вторых, отсутствие обличения не спасает положение. Потому что на практике вместо прощения и великодушия в сердце не обличающих людей обычно оказывается склад нерешенных конфликтов и кладбище разрушенных отношений. Горечь, разочарование, отстраненность, озлобленность, скептицизм и т.п. — все это плоды не вынесенных на поверхность недопониманий и обид.

Церковь, не практикующая заповедь обличать друг друга постепенно все больше духовно деградирует, размывает границу между миром и Божьим царством и утопает в эгоизме, плотском образе жизни и грехе.

Божье Слово заповедует нам практиковать обличение, но и не оставляет нас неведении в отношении того, как это делать правильно. Предлагаю рассмотреть четыре принципа, которые делают процесс обличения таким, каким его задумал сам Бог — ведущим к созиданию.

1. Библейский порядок обличения

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. (Матф.18:15-17)

Наиболее адекватное практическое понимание вопросов церковной дисциплины, на мой взгляд, выражено книге Джея Адамса «Церковная дисциплина». Он приводит ясную хронологическую схему порядка обличения греха.

 

В своей книге Джей Адамс делает интересное замечание о том, что первым этапом вопросов дисциплины является самодисциплина. Человек, который в состоянии сам правильно оценить свой грех, раскаяться и прикладываться усилия по борьбе с ним — не нуждается в том, что ему помогали окружающие.

Второй этап — «с глазу на глаз» или, как написано, «между тобой и им одним». Это означает, что ты ни с кем не обсуждаешь грех другого человека до того, как ты поговорил с ним. В этом будет проявление любви, если ты удержишься от обсуждения чужих грехов.

Необходимо отметить, что Писание призывает христианина к активному действию. Слово Божье не говорит: «Подожди пока он все осознает и придет сам!» «Пойди» — означает, что Бог приглашает тебя послужить своему брату, проявить к нему любовь. Бог приглашает христианина стать соучастником Его созидательной работы над душой своего брата.

Третий этап — «при одном или двух свидетелях». Если христианин не принимает обличения, не кается, не признает грех, то следующий этап привлечь к этому процессу зрелых и рассудительных христиан. Лучше всего, если в их роли выступят служители той же церкви. Если христианин продолжает упорствовать во грехе, то привлекается большее количество свидетелей, вплоть до вынесения этого вопроса на уровень всей церкви. Дисциплинарные решения о замечании или отлучении принимаются пасторским советом церкви.

2. Библейский мотив обличения

Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1Тим.1:5)

Одним из главных недостатков типичного обличения в церкви является неправильная мотивация. Все прекрасно понимают, что главным мотивом обличения должна быть любовь. Однако, мы не до конца понимаем, что это за любовь. Чаще всего люди декларируют, что мотивация их обличения — любовь к ближнему. Однако эта мотивация не является истинной. Почему?

Речь не о неправильности этой мотивации, а о том, что на самом деле это не соответствует действительности. Мы убеждаем себя, что обличаем из любви к ближнему, ради его блага, ради восстановления его души и тем не менее часто после нашего обличения человек чувствует себя не поддержанным, а униженным. Возможно, вы столкнулись с этим с обратной стороны — вас обличали и вы почувствовали не любовь и заботу, а осуждение и критику. В чем же проблема?

Проблема в том, что мы не способны любить ближних сами по себе. Нам особенно тяжело это делать, как раз в тех ситуациях, когда необходимо обличение:

  • когда, у меня произошел конфликт с братом/сестрой
  • когда я вижу очевидный грех другого
  • когда я систематически сталкиваюсь с греховной чертой характера ближнего

В подобных ситуациях наши чувства и амбиции задеты, мы искушаемся ложным чувством превосходства над согрешающим, мы теряем терпение от повторяющихся грехов против нас. Поэтому у меня нет силы любить ближнего больше, чем самого себя, чтобы служить ему, а не отстаивать мои интересы.

Единственный Кого, я могу любить больше, чем самого себя — это Бог. Поэтому единственной правильной мотивацией обличения является не любовь к ближнему, а любовь к Богу, который делает меня способным возлюбить ближнего.

Если я обличаю моего брата не из любви к Богу, то я делаю это из любви к самому себе. Третьего не дано. Лишь когда Бог занимает первое место в моем сердце — я становлюсь способен любить ближнего, как самого себя. В противном случае, я обречен любить больше всего на свете самого себя, какими бы лозунгами и библейскими стихами я себя не мотивировал.

Какова библейская мотивация обличения? Сделать это ради Христа, выразить свою любовь и поклонение Богу через служение и заботу о душе моего ближнего.

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. (Иоан.14:15)

Именно любовь к Богу побудит меня не ждать, пока ближний сам извинится, но пойти к нему и открыто поговорить. Именно любовь к Богу побудит меня не просто выплеснуть на ближнего свои претензии, тыкая его носом в библейские стихи, но говорить к его сердцу с заботой. Именно любовь к Богу побудит меня не только спланировать беседу с моим ближним, но и подготовить к ней мое сердце.

Лишь, когда я сфокусирован на Христе и любовь к Нему является главной мотивацией моего служения ближнему, в том числе через обличение, я совершаю это служение по Божьим принципам.

Итак, правильная мотивация для обличения — это любовь ко Христу. Он научает и повелевает мне проявлять любовь к ближнему в том числе и через увещевание и обличение, когда я вижу грех в жизни моего брата или сестры.

3. Подготовка своего сердца к обличению

3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? 4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? 5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. (Матф.7:3-5)

Писание не говорит: «Проверь нет ли у тебя бревна.» Писание говорит: «Вынь бревно.» Это означает, что бревно всегда есть в нашем глазу. Бревно — это наше «Я» с его эгоизмом, самолюбием, амбициями. Я не просто не застрахован от того, что мой эгоизм искажает мой взгляд на данную ситуацию, но Писание идет дальше и говорит: «Ты гарантированно видишь ситуацию в искаженном свете из-за своего эгоизма.»

Поэтому, прежде чем обличить брата или сестру, тебе нужно сокрушить свое сердце перед Господом. В противном случае, ты становишься лицемером.

Интересно, что Христос дает одновременно обетование и признак того, что бревно было вытащено — «и тогда увидишь как вытащить бревно из глаза брата твоего». Результатом сокрушения твоего собственного сердца будет Божественное озарение и водительство Святого Духа в отношении того, как помочь брату.

  • Как проявить любовь и чуткость в процессе обличения?
  • Как донести истину так, чтобы она не оттолкнула и подтвердила твое искреннее желание проявить любовь и послужить?
  • Какой дать совет и практические рекомендации брату в борьбе с его грехом? Каким опытом поделиться из своей жизни?

Иными словами, как обратить внимание брата на грех таким образом, чтобы он увидел заботу и желание помочь.

В большинстве случаев неэффективность обличения связана с отсутствием духовной подготовки нашего сердца к этому процессу. Провозглашая библейские мотивы, мы на самом деле руководствуемся обидой, «ревностью не по рассуждению», эгоистичным желаниями, сухим законничеством.

Но когда мы прилагаем осмысленные усилия в подготовке к обличению, то Божья благодать особенным образом действует в сердце обличаемого. Конечно же, нужно отметить, что наша подготовка не гарантирует того, что человек прислушается. Мы можем искренне желать помочь человеку, но он может не соглашаться и не принимать эту помощь. Но когда мы готовимся, то по крайней мере делаем все от себя зависящее, чтобы этого не произошло.

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. 2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. 3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. 4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом (Гал.6:1-4)

В этом отрывке слово «исправлять» употребляется в значении — вставить выбитый сустав, починить, восстановить что-либо. Это слово имеет недвусмысленный созидательный оттенок.

В конце 5 главы Галатам Павел перечисляет грани плода Духа, одной из которых является кротость. Именно в духе этой кротости апостол призывает совершать это восстановление. Во втором стихе, Павел упоминает интересную мысль: мы должны носить бремена друг друга, потому что таким образом мы исполним закон Христа.

Этими бременами являются наша борьба со грехом, плотским характером, искушениями и т.д.

Молитва о сердце обличаемого.

В процесс подготовки входит молитва не только о себе, но и о сердце обличаемого. Нам необходимо вызвать о том, что Дух Святой использовал наши слова для Своей сверхъестественной работы. Доводы, логические аргументы и факты не способны преодолеть защитные инстинкты человека, если через обличение не действует сам Господь.

4. Библейская цель обличения

В процессе обличения мы должны ясно понимать Божью цель для этого процесса.

Цель библейского обличения помочь человеку угодить Богу, а не обличающему.

Мы не должны манипулировать обличением для достижения эгоистичных целей. Чаще всего человек это чувствует и принимает защитную стойку. Именно поэтому библейское обличение основывается не на личных и субъективных суждениях, но на истине Священного Писания.

Как сделать Писание в фундаментом моего обличения?

Во-первых, мы должны внимательно проанализировать поведение нашего ближнего на основании Библии. Возможно то, в чем вы собрались обличить человека не устраивает лично вас, в то время, как Бог не имеет ничего против этого человека.

Во-вторых, в момент обличения мы должны помочь обличаемому ясно увидеть в чем он грешит против Господа на основании истины.

Задача обличающего состоит в том, чтобы дать возможность Писанию самому обличить согрешающего.

Если этот христианин признает авторитет Писания, то для него это и будет самым важным аргументом. А если нет, то у него есть более серьезные проблемы, чем тот грех, в котором вы его обличаете. Такой человек нуждается в более глубокой помощи и заботе.

Должны ли мы говорит о своих личных обидах, чувствах, переживаниях? Конечно, должны. Но не они выступают главной причиной обличения. Если в процессе обличения я руководствуюсь любовь Христа, то состояние души моего ближнего будет меня тревожить больше, чем мои ущемленные амбиции.

Если обличаемый раскается перед Богом, то для меня — это должно быть самым лучшим результатом процесса обличения. Хотя, безусловно мы должны извиняться друг перед другом и просить прощения там, где мы согрешили. Добрым результатом обличения является восстановленный мир и даже более близкие отношения, чем до инцидента.

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; (Матф.18:15)

5. Причины для обличения

Всегда ли нужно обличать грех моего ближнего? Очевидно, что нет. Если бы мы обличали каждый грех, то это заняло бы большую часть нашей жизни. Писание много говорит о милости, о способности покрывать грех любовью и вмещать недостатки окружающих людей.

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. (Иак.2:13)

Однако, пытаясь разобраться в том, какой грех нужно обличать, а какой нет, нам необходимо руководствоваться библейской логикой и здравым смыслом. Вот несколько примеров, когда грех необходимо обличать:

  1. Грех оправдывается. Если человек не соглашается с тем, что греховный поступок следует считать грехом или он умаляет свой грех, называя его слабостью, немощью и т.п., то нам следует открыто говорить с человеком о его проблеме.
  2. Грех совершается систематически. Если грех является не эпизодическим или случайным, но носит систематический характер, является привычным поведением, то нам следует помочь согрешающему увидеть отвратительность греха.
  3. Грех совершается против большого количества людей или публично. Грех против группы людей или публичный грех также не подпадают под категорию грехов, которые мы можем покрыть любовью. Не реагируя на такой грех, мы потакаем этому греху, подаем соблазн для незрелых христиан и людей не из церкви, позволяем формироваться нездоровому отношению ко греху в церкви.
  4. Грех связан с лжеучениями и ересью. Человек, который не согласен с учением церкви должен иметь личную беседу со служителями. На основании Священного Писания должны быть рассмотрены все спорные вопросы. Если брат или сестра упорствуют в своем заблуждении, то Писание обязывает служителей действовать решительно и обличать такого человека.

Обличение — это инструмент, который большинство христиан игнорирует или использует не по назначению. Однако, освоение этой заповеди и ее правильное использование создает в церкви удивительную атмосферу доверия и сотрудничества.

Приверженность церкви общим правилам дисциплины создает благоприятные условия для роста новообращенных христиан и верующих со слабой силой воли. Тот, кто всю жизнь был обречен барахтаться в своих запинающих грехах и слабостях характера, в церкви, практикующей обличение имеет подходящую среду для преодоления своих недостатков и формирования духовной зрелости. Божья цель для обличения — это любовь, ведущая христианина к победе на грехом, плотью и сатаной. Да благословит нас Бог понять Его божественный замысел и практиковать в наших церквях!